Главная - Забор
Что такое общение кратко. Какая бывает речь? Виды и уровни общения

Общение является одним из основных условий существова­ния человеческого общества и личности. Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, других нет, к третьим относимся нейтрально, третьих терпеть не можем…

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и куль­турных потребностей. Таким образом, общение – это сложная коммуникатив­ная деятельность человека, субъектом и объектом которой явля­ется личность, включенная в общественные отношения.

Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Таким образом, общение как социально-психологическое явление выполняет 3 основных функции:
1) коммуникативную , посредством которой устанавливаются кон­такты между субъектами,
2) перцептивную , обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации,
3) интерак­тивную – направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнении совместной деятельности.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Цель общения – это то, ради чего возникает общение. Цели общения удовлетворяют социальные, культурные, познавательные, творческие, эстетические и другие потребности.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Средства общения бывают вербальные и невербальные.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, языка в качестве средства общения. Это общение с помощью мимики, жестов и пантомимики. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Литература: Н.И. Шевандрин «Социальная психология в образовании» Г.В. Щекин «Основы психологических знаний» Р.С. Немов «Психология» П.А. Сорокун «Общая психология»

____________________________________________________

Основой межличностных отношений является общение – потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».

В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства .
Содержание общения – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. У человека содержание общения гораздо шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.

Общение людей бывает вербальным и невербальным.

Невербальное – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, получаемые от другого индивида.
Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка.

Большинство невербальных форм общения у человека является врожденным; с помощью них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (например, обезьяны, собаки, дельфины) так же, как и человек, обладают способностью невербального общения с себе подобными. Вербальное общение присуще только человеку. Оно располагает гораздо более широкими возможностями, чем невербальное.

Функциями общения , по классификации Л. Карпенко, являются следующие:
контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;
информационная – получение новой информации;
побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;
достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;
обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний;
установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;
оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны:
1) коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами;
2) интерактивная – взаимодействие между общающимися индивидами;
3) перцептивная – взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Когда говорят о коммуникации в общении, то, прежде всего, имеют в виду, что в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.

Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями, идеями, чувствами и т. д. предполагает, что такая деятельность организованна. В психологии выделяют два вида взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

Итак, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Самая большая роскошь – это роскошь
человеческого общения”.
(А. Экзюпери)

1. Организационный момент

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроках общения, чем эти уроки могут быть полезны для вас и сегодня, и вашей будущей жизни?

Учащиеся высказывают свои предположения. Откорректировать и обобщить ответы.

Как вы понимаете мысль Экзюпери? (Ответы ребят).

Что такое общение? (Ответы ребят). Обратимся к словарю. (Слайд 2)

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.

2. Работа по теме

Подумайте о том, как, с помощью каких средств происходит общение между людьми.

Подвести к мысли о том, что средства общения чаще всего бывают вербальными (словесными). (Слайд 3)

Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести”. Послушайте стихотворение В. Солоухина “Слово о словах”.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Будь слову своему хозяин.

Если в речи не хватает каких-то слов, она становится непонятной для слушателей. Такой пример приводит детская поэтесса А.Л. Барто в своём стихотворении “Сильное кино”:

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.

Почему же не поняла сестричка рассказ брата?

Обобщить: он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

А что ещё помогает ему передать содержание? (Жесты, мимика, интонация – это невербальные средства общения). (Щелчок Слайд 3)

Есть язык, состоящий из слов. А есть язык, состоящий из движений нашего тела. Тело человека выражает то, какой он сейчас: бодрый или усталый, весёлый или грустный, рассерженный или доброжелательный. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

Около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

Наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Огромное значение невербальных сигналов в общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Хотите научиться языку без слов?

3. Практикум общения

Выражение лица без слов рассказывает нам о чувствах и настроении человека. Этот язык лица называется мимикой.

Задание “Угадай эмоцию”

В течение 2-3 минут ребята по цепочке называют известные им эмоции, затем отгадывают. (Слайды 4-8)

Речь могут заменять жесты. В каждом сообществе людей есть жесты, понятные всем.

Рукопожатие выражает доброжелательные, дружеские отношения между людьми. (Слайд 11)

Вот девочка без слов, жестами подзывает к себе малыша, и он прекрасно понимает язык её рук. (Слайд 12)

Вот человек поднял приветственно руку. И этот жест нам понятен. (Слайд 13)

Какие ещё общепринятые, понятные многим людям жесты вы знаете?

Задание “Угадай эмоцию” (Работа в парах)

Догадайтесь, какое настроение, эмоциональное состояние передают жесты. Соедините чертой рисунки и походящие названия. (Проверка. Слайд 14).

Упражнение “Изобрази пословицу”

Участники работают в командах по 3-4 человека. Они задумывают пословицу и изображают её с помощью жестов и мимики. Члены других команд должны угадать.

Пословицы должны быть известными. При затруднении предложить набор пословиц.

4. Итог занятия

О чём же будут уроки общения?

Что мы будем узнавать, чему учиться?

Мы будем учиться:

  • глубже понимать себя и взаимоотношения (связи) с окружающим миром, с людьми;
  • правильно слушать и разговаривать с собеседником;
  • общаться с взрослыми и сверстниками так, чтобы добиваться успехов;
  • управлять собой;
  • воспитывать в себе такие качества, которые делают общение с тобой приятным для других людей и обоюдно полезным.

Литература.

1. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа. (Третий год обучения). /под ред. И. В. Вачкова – М.: Издательство “Ось-89”, 2005.

2. Левинштейн М. М. Уроки общения в 5-6 классах. Методическое пособие к курсу “Мир общения”. – Брянск: Издательство БГПУ, 1997.

3. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Шемшурина А. И. Этические диалоги с учениками 5-6 классов.– М.:Школа-Пресс,1998. (“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.4).

Общение людей – процесс многогранный и главное, что он предполагает – обмен информацией. Как передается информация? Только ли словами, или вербально, как предпочитают говорить ученые? Разумеется, многие из нас смотрели сериал «Не ври мне», читали Алана Пиза и прочую подобную литературу и можем с уверенностью утверждать – общение между людьми происходит на разных языках, включая невербальный язык жестов. Мимика в процессе общения тоже играет важную роль и истинные «мастера общения» считывают из нее порой больше, чем из слов.

На каких вербальных языках общаются люди?

Все мы помним легенду о Вавилонской башне и Боге, по замыслу которого люди начали в разгар строительства разговаривать на разных языках, перестали понимать друг-друга и в результате не смогли ее достроить. Действительно, общение между людьми затруднено наличием многих языков, но процессу установления связей на личностном уровне да и глобализации в целом это не помешало. Почему? Все просто – люди научились переводить с одного языка на другой (ведь предметы материального мира, о которых ведется речь – одни и те же) и разговаривать на многих языках.

Для человеческого мозга изучение иностранных языков чрезвычайно полезно. Кроме того, их изучение дает возможность «погрузиться» в страну изучаемого языка, узнать многое о менталитете носителей языка, их культуре, укладе жизни, обычаях. Такие знания обычно очень помогают в процессе общения, особенно при переговорах.

Только лишь изучением языков люди не ограничились, известны попытки изобретать искусственные языки (так называемые «плановые»), пример тому – эсперанто. Конкуренцию с признанными языками международного общения подобным языкам выиграть не удалось.

Один из «плановых языков, язык жестов, возник для обеспечения возможности общаться людям, лишенным природой возможности общаться вербально. Таким образом, полноценный обмен информацией возможен, при необходимости, даже без речи как таковой.

На каких языках люди общаются чаще всего

В 20 веке французский писатель Андре Моруа написал, что родители подарят ребенку целый мир, если предоставят ему возможность изучить английский и испанский языки. Почему именно их? Это языки двух стран, длительное время пребывавших в статусе колониальных империй с большим количеством территорий на разных материках. В процессе колонизации их языки становились языками общения на территориях колоний и зависимых территорий, в итоге большая часть Латинской Америки говорит на испанском (правда, одна из самых больших ее стран Бразилия – на португальском), а что касается английского – его можно встретить повсеместно.

Еще «охват» людей, использующих в общении определенный язык, зависит от роли, которую играет говорящая на нем страна в мировой экономике, науке, культуре. Этим объясним интерес к изучению азиатских языков, особенно китайского (хотя те, кто имеет опыт ведения бизнеса с представителями китайского этноса, утверждают, что переговоры обычно ведутся на английском, да и документы в основном на нем, а вот мировоззренческие особенности партнеров и этикет этой страны стоит знать).

Невербальное общение

Речь на любом языке – своего рода кодирование неких идей для передачи их другим, при этом невербальное поведение при передаче этих идей выражает истинное отношение самого говорящего к этим идеям. Часто такие невербальные сигналы вообще никак не поддаются контролю говорящего (это реакция лимбической системы мозга), так что умеющий видеть и правильно трактовать их несомненно имеет решающее преимущество при любом общении.

Невербальные сигналы в общении еще называют «языком тела». Изучение этого языка – сложный процесс, отнюдь не исчерпывающийся прочтением 2-3 популярных книг.

При изучении «языка тела» стоит помнить и об индивидуальности реакций каждого человека, а также о веками сложившимися традициями соответствующего этноса, также влияющими на его внешние реакции и поведение.

Итак, чтобы стать истинным виртуозом общения и деловых переговоров, необходимо знать:

  1. Вербальный язык, известный обоим говорящим. Дополнительно может пригодиться язык жестов, если предполагается общение с человеком, говорить не умеющим.
  2. Невербальный язык тела (хотя бы его основы).
  3. Правила этикета и общения в культуре, к которой принадлежит собеседник.
 


Читайте:



Видеть во сне соленую рыбу

Видеть во сне соленую рыбу

Смотрите толкование: по названиям рыб, а также сети, ловушка.Рыбы во сне символизируют холодность, болезнь, равнодушие.Видеть во сне обглоданный...

Шверник николай михайлович - биография

Шверник николай михайлович - биография

Николай Шверник родился 7 мая 1888 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик вырос в многодетной рабочей семье. Окончил церковно-приходскую школу, а...

Попечительский совет рро впа мпа

Попечительский совет рро впа мпа

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА Лабунец Михаил Иванович - Герой Российской Федерации. С 1998 по 2004 года к омандующий войсками...

Быстрое приготовление оладий из куриной грудки: секреты мастерства

Быстрое приготовление оладий из куриной грудки: секреты мастерства

Румяные оладьи из куриной грудки с сыром и зеленью – питательное, вкусное, быстрое в приготовлении блюдо, которое придется по вкусу всей семье и не...

feed-image RSS