Главная - Строим дачу 
Внутреннее строение земноводных. Внутреннее строение лягушки. Особенности строения лягушки 37 строение и функции внутренних органов земноводных
Дата: 19.02.2013

Класс:

Учитель: Петухова Ольга Николаевна

Цель:

Задачи:

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: влажные препараты (внутреннее строение лягушки); таблицы и рисунки с изображением земноводных, костных рыб; скелет лягушки; диафильм; видеофильм; живые лягушки (шпорцевые); фонограмма с записью голосов лягушек; книга Дж. Даррела «Три билета до Эдвенчер».

Ход урока:

1. Организационная часть. (2–3 мин.)

Проверка подготовленности учащихся к уроку.

Приветствие, фиксация отсутствующих.

Организация внимания.

2. Проверка домашнего задания

Вопросы для обсуждения .

1. Какие прогрессивные изменения произошли у земноводных в ходе эволюции?

2. Какие черты наземных позвоночных свойственны лягушке?

3. В чем заключается сходство земноводных и рыб?

(Трое учащихся на оценку у доски записывают классификацию)

3. Актуализация знаний

Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны.

Марк Твен

Рассмотрите отделы тела земноводных, особенности внешнего строения и покровы. Выявите соответствие строения выполняемым функциям. Обратите внимание на ароморфозы, произошедшие со скелетом земноводных в связи с выходом на сушу.

4. Изучение нового материала:

Покровы тела: кожа земноводных голая и всегда покрыта слизью благодаря большому количеству слизистых многоклеточных желез. Она не только выполняет защитную функцию и воспринимает внешнее раздражение, но и участвует в газообмене.

Скелет: в позвоночнике выделяют шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. В шейном отделе лишь один позвонок с двумя мыщелками, подвижно сочленяющими его с черепом. У лягушки туловищный отдел ребер не несет, у других они имеются в виде коротких пластин (червяги, тритоны). В крестцовом отделе один позвонок, к нему причленяются кости таза.

Рис. Схема строения хвостатого земноводного (самец саламандры):

1 – лопатка, 2 – первичная почка, 3 – крестцовый позвонок, 4 – подвздошная кость,

5 – ротовая полость, 6 – хоана, 7 – глотка, 8 – прокоракоид, 9 – коракоид, 10 – грудина,

11 – мочевой пузырь, 12 – лобковый хрящ, 13 – седалищная кость, 14 – клоака

В шейном отделе лишь один позвонок с двумя мыщелками, подвижно сочленяющими его с черепом. У лягушки туловищный отдел ребер не несет, у других они имеются в виде коротких пластин (червяги, тритоны). В крестцовом отделе один позвонок, к нему причленяются кости таза.

Хвостовой отдел развит у хвостатых земноводных, у лягушек он имеет лишь одну косточку (уростиль – образование, состоящее из 12 слившихся хвостовых позвонков). Между телами позвонков сохраняются остатки хорды, имеются верхние дуги и остистый отросток.

Череп земноводных состоит из мозговой коробки и челюстей. В нем много хрящевых элементов.

В связи с выходом на сушу и атмосферным дыханием жаберные дуги и нижняя часть подъязычной дуги превратились частично в подъязычный скелет, жаберная крышка редуцировалась.

Пояс передних конечностей состоит из парных лопатки, ключицы и вороньей кости, соединяющей грудину с плечевой костью. Свободная конечность представлена плечевой костью, предплечьем и кистью. Пояс задних конечностей, или тазовый пояс, состоит из парных образований (подвздошных костей) и непарных (лобкового и седалищного хрящей). Свободная конечность имеет бедренную кость, голень и стопу. Строение конечностей амфибий очень напоминает мясистые плавники кистеперых рыб.

В связи с обитанием на суше и разнообразными движениями мускулатура теряет свой сегментарный характер. Хорошо развита мускулатура свободных конечностей.

Внутренние органы лягушки лежат в целомической полости, которая выстлана тонким слоем эпителия и содержит небольшое количество жидкости. Большая часть полости тела занята органами пищеварения.

* Обратите внимание на усложнение строения и функционирования систем органов амфибий. Определите ароморфозы, которые произошли в дыхательной, кровеносной, других системах внутренних органов.

Пищеварительная система. Очень напоминает таковую у рыб. В ротовой полости находится язык, который прикрепляется передним концом. При ловле насекомых и другой добычи животные быстро высовывают язык. На верхней и нижней челюстях лягушки, а также на небных костях имеются зубы (недифференцированные), в чем выражается сходство с рыбами.

Пищеварительный тракт, начинаясь с ротовой полости, переходит в глотку, затем в пищевод и, наконец, в желудок, продолжением которого является кишечник, дифференцируемый на тонкий и толстый отделы, заканчивается клоакой. Большое значение приобретают слюнные железы, участвующие в смачивании пищи, а также поджелудочная железа и печень.

Дыхательная система. У взрослых земноводных органами дыхания служат легкие, в личиночной стадии развиты наружные жабры.

У лягушки газообмен может происходить тремя разными путями: через кожу (кожное дыхание), через эпителий, выстилающий ротовую полость (ротовое дыхание), и через легкие (легочное дыхание).

Кожное дыхание. Кожа лягушки обильно снабжена капиллярами и все время остается влажной – ее покрывает слизь, выделяемая слизистыми железами. Кислород воздуха растворяется в этой слизи и затем диффундирует в кровь.

Кожное дыхание занимает ведущую роль в газообмене у земноводных. Легочное дыхание неэффективно, так как отсутствует грудная клетка и невозможна хорошая вентиляция легких.

Ротовое дыхание. Заметные глазу движения горла у лягушки поддерживают постоянный газообмен между ротовой полостью и атмосферой. Это называется ротовым дыханием. Ротовая полость выстлана влажным, богатым кровеносными сосудами эпителием; именно здесь и происходит газообмен.

Легочное дыхание. Легкие лягушки представляют собой пару полых мешков. Стенки их образуют многочисленные складки; выстилающий легкие эпителий увлажнен слизью и обильно снабжается кровью. От каждого легкого отходит короткая трубка, называемая бронхом. Два бронха соединяются, образуя трахею. Трахея переходит в небольшую полость – гортань, которая через голосовую щель сообщается с ротовой полостью. У лягушки постоянно повторяются хотя и редкие, но сильные глотательные движения, обеспечивающие вентиляцию легких.

Кровеносная система. В отличие от рыб сердце земноводных трехкамерное. В желудочке смешиваются артериальная кровь, поступающая сюда из левого предсердия, и венозная, выходящая из правого предсердия.

В связи с наземным образом жизни у земноводных появляется малый круг кровообращения, начинающийся в правой части желудочка и идущий к легким, а заканчивающийся левым предсердием. Порция крови (смешанная) из центральной части желудочка по дугам аорты течет к органам и тканям, артериальная из левой части желудочка направляется по сонным артериям в голову, и таким образом головной мозг получает чистую артериальную кровь. Венозная кровь, насыщенная СО 2 от передних отделов тела, поступает в передние полые вены, а от задних – в задние полые вены. Впадают они в правое предсердие.

Эндокринная система. У лягушки – это гипофиз, надпочечники, щитовидная, поджелудочная и половые железы.

Тироксин, который продуцирует щитовидная железа, необходим для нормального завершения метаморфоза, а также для поддержания обмена веществ у взрослого животного.

Выделительная система. Продукты диссимиляции выводятся через кожу и легкие, но большая их часть выделяется почками. Почки прилегают к спинной стороне полости лягушки и представляют собой продолговатые тела. От почек по мочеточникам моча выводится в клоаку. Некоторое время моча может накапливаться в мочевом пузыре, который расположен у брюшной поверхности клоаки.

* Разберите с учащимися черты усложнения организации нервной системы земноводных и органов чувств, вызванные выходом на сушу.

Нервная система характеризуется низкой степенью развития, но, наряду с этим, имеет ряд прогрессивных черт. Передний мозг и мозжечок невелики. Значительно крупнее продолговатый мозг. У головного мозга выходит 10 пар нервов. В связи с выходом на сушу органы чувств претерпевают значительные изменения. В ориентации имеют значение органы зрения – глаза. В отличие от рыб, у земноводных имеются веки, вы

пуклая роговица, линзообразный хрусталик. Кроме внутреннего уха, есть среднее ухо, в котором расположена одна слуховая косточка – стремечко. От внешней среды среднее ухо отделено барабанной перепонкой. Органы обоняния представлены наружными ноздрями, ведущими в обонятельные капсулы, которые сообщаются с ротоглоточной полостью. У личинок и у хвостатых амфибий во взрослом состоянии органом чувств служит боковая линия.

* Предложите учащимся найти черты сходства головастика с мальком рыбы. Установите особенности размножения с метаморфозом у земноводных.

Размножение. Амфибии раздельнополы. Половые органы парные, состоят из семенников у самца и яичников у самки. От семенников отходят выносящие протоки, проникающие в передний отдел почки . Здесь они соединяются с мочевыми канальцами и открываются в мочеточник, выполняющий одновременно функцию семяпровода и открывающийся в клоаку. Яйца из яичников выпадают в полость тела, откуда через яйцеводы, открывающиеся в клоаку, выводятся наружу.

Оплодотворение внешнее и, как у всех низших позвоночных, происходит в воде. Известны лишь немногие случаи живорождения.

Развитие у лягушки, как и у других земноводных, происходит с метаморфозом. Личинка имеет хвост, боковую линию, жабры, двухкамерное сердце и один круг кровообращения.

5.Закрепление

Самостоятельная работа. Заполнение таблицы

Сравнительная характеристика взрослых бесхвостых амфибий
и
их личинок

Признаки

Личинка (головастик)

Взрослое животное

Форма

тела

Рыбообразная, конечностей нет. Хвост с плавательной
перепонкой

Тело укороченное, хвоста нет. Хорошо развиты две
пары конечностей

Кровеносная

система

Один круг кровообращения,
сердце двухкамерное

Два круга кровообращения, сердце трехкамерное

Дыхание

Жаберное (жабры вначале наружные, затем внутренние)

Легочное и кожное

Способ

передвижения

Плавание при помощи хвоста

Прыжки, плавание при помощи задних конечностей

Пища

Водоросли, простейшие
и др. мелкие организмы

Насекомые, моллюски,
черви, мальки рыб

Образ жизни

Водный

Наземный, полуводный

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

У лягушки выпуклые глаза, их прикрывают верхние веки с ресницами. Тело лягушки покрыто слизью, что предохраняет кожу от высыхания. Окраска у лягушек яркая, привлекающая насекомых, которыми они питаются. Ограничивающим фактором в размножении лягушек является вода.

6. Задание на дом:

Пар 37. Доклад: «Происхождение Земноводных» Творческое задание: придумать рассказ, сказку, стихотворение о земноводных.

7. Подведение итогов.

Выставление оценок за урок.

Урок окончен. Спасибо всем!

Самоанализ

Дата: 19.02.2013

Класс:

Учитель: Петухова Ольга Николаевна

Тема: Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

Цель: познакомить учащихся со строением и деятельностью внутренних органов земноводных.

Задачи:

    изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде;

    продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, работать с натуральными объектами, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу.

    Воспитывать культуру общения в классе, умение слушать.

Тип урока: комбинированный.

Урок проводился в 7А классе, согласно списочного состава, присутствовало 23 человека.

Конспект урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям.

Урок начался с проверки домашнего задания, трое учащихся работали у доски. На этапе актуализации знаний, ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.

На протяжении всего урока мною использовались такие методы как, беседа, самостоятельная работа (заполнение таблицы), объяснительно иллюстративный, исследовательский.

На этапе закрепления, было предложено задание найти ошибки в тексте и исправьте. Такие задания очень нравятся учащимся, они с удовольствием выполнили его.

Прослеживается связь материала с жизнью детей, ребята активны, умеют анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Проведенный урок соответствует поставленным задачам.

«Строение и деятельность внутренних органов земноводных». 7 класс. Животные. Урок 41: «Строение и деятельность внутренних органов земноводных». Выполнила: Полтавцева О.А. – учитель биологии МОУ Пролетарская СОШ 4 им. Нисанова Х.Д. Цель урока: Продолжить изучение класса Земноводные; Выявить приспособления к наземной и водной средам обитания; Продолжать формировать умения работать с учебником, схемой, рисунком.


1)Проверка домашнего задания: работа с рисунком «внешнее строение лягушки», работа с терминами, проверка домашней таблица «Скелет и мускулатура». 2)Изучение новой темы: пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная система, нервная система, обмен веществ. 3)Выводы: убедиться, что Земноводные получили своё название заслуженно. 4)Закрепление нового материала. 5)Домашнее задание.


Проверка домашнего задания. 1) Назовите части тела лягушки. 2) Перечислите внешние органы лягушки, расположенные на голове. 3) Назовите части передней конечности лягушки. 4) Назовите части задней конечности лягушки. Почему задние конечности длиннее передних?






Схема внутреннего строения земноводных. Внутреннее строение связано с водно-наземной средой обитания. Земноводные по сравнению с рыбами имеют более сложное внутреннее строение. Усложнение касается дыхательной и кровеносной систем в связи с появлением легких и двух кругов кровообращения. Более сложное строение, чем у рыб, имеют нервная система и органы чувств.


Дыхательная система земноводных. Строение лёгких. Механизм дыхания земноводных. Легкие - представляют собой небольшие вытянутые мешочки с тонкими эластичными стенками. Дыхание происходит за счет опускания и подъема дна ротовой полости. Легкие у земноводных примитивны, Поэтому важное значение в газообмене имеет кожа.













05.01.2015 5144 0

Цели урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи строения системы органов с выполняемыми функ­циями; совершенствовать умения работать с учебником, рисунками, таблица­ми, схемами, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: Влажный препарат «Лягушка», таблицы «Лягушка», «Схе­мы кровообращения позвоночных», «Головной мозг позвоночных», текст «Добывание пищи» (на каждую парту).

I.Организационный момент

И. Актуализация знаний

1.Индивидуальная работа по карточкам

Впишите в текст вместо пропусков нужные слова.

Земноводные - это... животные, жизнь которых связана как с..., так и с... . На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные... . Лягушка ды­шит... воздухом, который попадает в ее организм через... . Кожа у лягушки, как у всех земноводных..., всегда влажная благодаря жидким слизистым вы­делениям кожных.... Земноводные с... температурой тела. Органами дыха­ния служат... и... . В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений к плаванию является... между пальцами стопы.

Сравните форму тела лягушки с формой тела рыб. В чем сходство и различие? Почему лягушка может жить на суше, а рыба, оказавшаяся на ней, погибает?

Каковы особенности скелета лягушки по сравнению со строением скелета рыбы? Как можно объяснить появление этих особенностей?

2.Решение биологических задач.

1)В умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках их около 1,5 тысяч видов. Как это можно объяснить?

2)Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью?

3)Зеленые и бурые, лягушки имеют покровительственную окраску тела, квакши меняют свою окраску: на листьях деревьев они зеленые, на стволах деревьев - бурые. Как можно объяснить, что у жерлянок име­ются ярко окрашенные участки кожи?

4)Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт.

5)Имеются данные, что лягушки, лишенные кожного дыхания, живут около 3-4 дней, тогда как лягушки, лишенные легочного дыхания - 20-40 дней. Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

3.Тихий опрос по вопросу «Особенности внешнего строения земноводных в связи с обитанием в двух средах» (2 человека).

4.Расшифруйте характеристику земноводных, показанную в опорном конспекте. Составьте связный рассказ (см. приложение).

I.Изучение новой темы

1.Активизация познавательной деятельности.

Огромная часть наших знаний по физиологии получена в исследованиях на лягушках, неприхотливых, терпеливых, живучих существах. Внесли они свой вклад и в развитие эмбриологии. Не случайно в Париже и Токио есть па­мятники лягушкам. Эти памятники воздвигнуты медиками, которые прово­дят на лягушках тысячи экспериментов.

Давайте и мы рассмотрим, как устроена лягушка внутри и попробуем вы­яснить, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.

-Какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животного?

Пищеварительная система земноводных во многом сходна с пищевари­тельной системой рыб, имея тот же тип строения.

3 Рассмотрите строение пищеварительной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения пищеварительной системы рыб. (§ 47, стр. 142).

Кроме этого, нужно учесть, что лягушки - первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смаз­ка - слюна. Напомню, что питаются они различными беспозвоночными:-му- равьями, пауками, жуками, моллюсками и т.д. Однако слюна не содержит пищеварительных ферментов.

Интересен материал о том, как земноводные добывают себе пищу (самос­тоятельное знакомство с текстом).

Добывание пищи

Глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насеко­мых. На зрение при охоте полагается большинство бесхвостых амфибий-охотников, но кое-кому помощник и нос. Учуяв запах пищи, шпорцевые и травяные лягушки, напри­мер, начинают искать ее с удвоенной силой.

Но вот добыча перед носом. Лягушка не мешкая бросает лассо: собственный мяси­стый язык. Прикреплен он у лягушки шиворот-навыворот: не в глубине рта, а недалеко от подбородка. На кончике его, посередине - глубокая выемка, а сам он покрыт клей­кой слизью. Язык молниеносно выскакивает изо рга. Он может достичь добычу, сидя­щую в пяти сантиметрах от лягушки. У европейских пещерных саламандр язык длинный, стебельчатый, с хлопушкой на конце. Итальянская саламандра выбрасывает язык всего за одну долю секунды, у жабы-аги он покидает рот за три сотых секунды, а у американской жабы - почти в два раза быстрее.

Лягушки настигают добычу где угодно: перед собой, над собой и даже могут скак­нуть вверх и лететь спиной вниз. Прыгают они уже с открытым ртом.

Лассо пользуются не все амфибии.

Вроде бы нет ничего проще, чем глотать еду: только успевай ее проталкивать язы­ком. Однако это не может делать язык лягушки. Кто же выполняет эту работу? Глаза. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются куда-то внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды.

Попадает добыча в желудок целиком, нетронутой. У лягушки около ста зубов, да еще штук двадцать на небе. Не спешите завидовать. Эти сто зубов, все до единого, на од­ной челюсти, на верхней. Они направлены внутрь рта. Зубы помогают лягушке удер­жать добычу, и только. Но и это важно. А поскольку нужда в зубах есть, когда зуб станет старым, он выпадет, заменится новым. У пожилых лягушек во рту можно обнаружить второй, иногда и третий ряд зубов-заменителей.

Учащиеся формулируют главные мысли. После самостоятельной работы, обобщая материал о пищеварительной системе, учитель отмечает главное:

1.Лягушка питается подвижными беспозвоночными, которых она ловит с помощью липкого языка; в акте глотания участвуют глаза.

2.Пища в ротовой полости смачивается слюной - это важное приспо­собление для проглатывания сухой добычи в условиях суши.

3.Кишечник дифференцирован; в нем заметно выделяются двенадца­типерстная кишка (переваривание пищи), тонкая кишка (переварива­ние и всасывание), толстая (скапливает остатки), прямая кишка и ее расширение - клоака. Все это улучшает процесс переваривания пйщи.

Чем же еще может удивить лягушка? А вот чем.

Вот сидит травяная лягушка. Целый час следи за ней - она не стронется с места. А от ощущения, что лягушка секунду назад закончила кросс на даль­нюю дистанцию, отделаться не удается. Так быстро колеблется у нее горло. До 140 раз в минуту. В чем дело? А дело вот в чем. У лягушки нет грудной клетки. Вы спросите: «А какая связь грудной клетки с процессом дыхания?» Прямая. Давайте попробуем подышать сами. Чувствуете, как во время вдоха грудная клетка расширяется, а во время выдоха - возвращается на место? О чем это говорит? Это говорит о том, что грудная клетка участвует в процессах вдоха и выдоха. Расширяют мышцы грудную полость, давление в ней падает - воздух устремляется в легкие. Сократится грудная полость, давление в ней станет выше, воздух выходит из легких. Такой насос называется всасывающий. А вот лягушки воспользоваться таким насосом не могут. Как же они дышат?

Организуется самостоятельная работа по материалу § 47, рис. 201, глава «Дыхательная система». Учащиеся отмечают следующее:

1.Органы дыхания земноводных - легкие и кожа. Легкими дышат толь­ко на суше, а кожей - как в воде, так и на суше. Газообмен происходит только через влажную кожу.

2.Личинки земноводных дышат жабрами.

3.В процессах вдоха и выдоха большое значение имеет дно ротовой по­лости, способное опускаться и подниматься.

4.Поверхность легких небольшая.

Учитель дополняет ответы учащихся следующими фактами:

1.Чем объемистей полость рта, тем больше воздуха может вместиться в нее. Вот почему приплюснутая голова у лягушки такая широкая.

2.Насос, используемый лягушкой для поглощения воздуха, называется нагнетательным.

3.При двойном образе жизни первоклассные легкие лягушке совсем ни к чему. Смерть от недостатка кислорода ей не грозит.

Для более активного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополни­тельная перегородка - оно стало трехкамерным. В сердце земноводных два предсердия и один желудочек. Он не разделен перегородкой и два потока кро­ви, артериальный и венозный, частично смешиваются. Частота сокращений сердца - 40-50 раз в минуту. Кровь обегает ее тело за 7-11 секунд. Сердце устроено так, что к легким и коже поступает кровь, бедная кислородом; к телу и внутренним органам поступает кровь, более богатая кислородом. К голов­ному мозгу поступает кровь, наиболее богатая кислородом.

Таким образом, несмотря на наличие всего одного желудочка, у лягушки существует система целесообразного распределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между легкими, внутренними органами и мозгом (Учитель обращает внимание на термины: вены, артерии, капилляры, венозная кровь, артериальная кровь).

Выделительная система, как и дыхательная, также тесно связана с крове­носной системой. У земноводных, как и у всех позвоночных, она состоит из пары почек, мочеточников и мочевого пузыря. Кровь приносит почкам жид­кие продукты обмена веществ. Образующаяся моча по мочеточникам посту­пает в клоаку, оттуда в мочевой пузырь, а затем, после наполнения, в клоаку и удаляется наружу.

Вот так слаженно работает организм лягушки. Такая работа, обеспечиваю­щая жизнь животному, находится под контролем нервной системы. Как мы ви­дим на рис. 204, она состоит из центральной нервной системы - головного и спинного мозга и отходящих от них нервов. Головной мозг имеет 5 отделов: про­долговатый, средний, мозжечок, промежуточный, передний. Головной отдел земноводных в целом относительно величины их тела маленький. Особенно сла­бо развит мозжечок, имеющий вид небольшого валика.

-Как вы думаете, почему?

Однако передний мозг у лягушки более крупный. Новое качественное раз­витие получили органы чувств - органы зрения, слуха, обоняния. Воздушная среда дала большие возможности для ориентировки в пространстве.

-Почему лягушка на ощупь такая холодная?

-Почему лягушек, которые очень прожорливы в жаркие летние дни, зи­мой можно содержать для лабораторных целей где-нибудь в чулане или подвале, не заботясь об их пропитании?

Вывод: Земноводные - холоднокровные животные. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

II.Закрепление

О Дайте характеристику особенностям внутреннего строения и обмена ве­ществ земноводных животных в связи с двойным образом жизни.

О В процессе проведения опыта установили, что при температуре около 0 °С лягушки делают прыжки длиной 10-15 см, а при температуре около 25 °С - около 100 см. Объясните результаты опыта.

Домашнее задание

§47, вопросы после параграфа, записи в тетради, термины.

Дополнительный вопрос. Докажите, что трехкамерное сердце действитель­но наиболее подходящее для лягушки при ее земноводном образе жизни и важной роли кожного дыхания.

Предварительный просмотр:

Место работы, должность: МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара, учитель биологии и химии

Тема урока: «Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных»

Задачи:

Образовательные:

  1. Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни;
  2. Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами

Развивающие:

  1. Формирование умений работать с учебником
  2. Развитие любознательности и познавательного интереса;
  3. Развитие внимательности;

Воспитывающие:

  1. Воспитания бережного отношения к живой природе.

Методы обучения:

  1. Словесные: рассказ, беседа.
  2. Наглядные: демонстрация печатных таблиц, модели «Головной мозг лягушки», «Головной мозг рыбы».

Тип урока: Комбинированный

Структура (элементы) урока с указанием времени:

  1. Организационное начало урока – 1 мин
  2. Проверка знаний, умений – 10 мин
  3. Изучение нового материала - 20 мин
  4. Организация домашнего задания – 3 мин
  5. Организованный конец урока – 1 мин

Литература для учителя:

  1. Андреева Н.Д., Машков Н.Н., Соломин В.П. Биология: Пособие для поступающих в вузы. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В. Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М: ВАКО, 2004
  3. Я иду на урок биологии: зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000

Литература для учащихся:

  1. Большая энциклопедия животных – М.: Олма-Пресс, 2004;
  2. Энциклопедия вопросов и ответов: Что? Перевод с английского Н.В. Гончарук и М.В. Почкиной. - М.: «РОСМЭН», 2008

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. На прошлом уроке мы изучили внешнее строение и скелет земноводных. Скажите, какие изменения произошли во внешнем строении лягушки в связи с наземно-водным образом жизни?

Ученик: В связи с выходом на сушу у лягушки появляется ряд особенностей: кожа покрытая слизью, среднее ухо, барабанная перепонка, веки, задние конечности с плавательными перепонками и т.д.

Учитель: Молодец. Объясните, почему если рядом с голодной лягушкой положить мёртвых насекомых, она их тронет.

Ученик: Нет, так как лягушка хватает только двигающуюся добычу.

Учитель: Очень хорошо. А задохнётся ли лягушка, если её закрыть рот и ноздри?

Ученик: Нет, она будет дышать с помощью кожи.

Учитель: Хорошо. А каково значение кожи лягушки?

Ученик: Кожа защищает организм от повреждений и заражения бактериями, она ещё служит для дыхания и помогает почкам выводить из организма ненужные вещества.

Учитель: Молодец. Скажите, какая пара ног играет основную роль при движении лягушки?

Ученик: задняя, так как передняя пара ног служит опорой.

Учитель: Правильно. Ребята, в связи с выходом на сушу большие изменения произошли не только во внешнем строении и скелете земноводных, но и в строении внутренних органов. Наша цель сегодня заключается в том, чтобы, доказать, что лягушки имеют более высокий уровень организации, чем рыбы.

Ребята, огромная часть наших знаний о строении, функционировании многих органов получена в исследованиях на лягушках, неприхотливых, терпеливых, живущих существах. И поэтому не случайно в Париже и Токио есть памятники лягушкам. Запишите тему сегодняшнего урока «Строение и деятельность систем внутренних органов».

Давайте и мы узнаем, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.

Скажите, какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животных.

Ученик: жизнедеятельность организма животных обеспечивают пищеварительная, кровеносная, нервная, выделительная, дыхательная системы.

Учитель: Правильно. Ребята, взаимосвязь всех внутренних органов обеспечивает нервная система. Которая будет стоять во главе нашей схемы. Обратимся к рисунку учебника 137 на странице 180 под буквой Б - схема головного мозга лягушки и страница учебника 159 Б – схема головного мозга рыбы. Нам необходимо выяснить, какие изменения произошли в головном мозге лягушки. Для этого нам необходимо сравнить головной мозг у рыб и головной мозг у лягушки. Показываю на моделях головного мозга каждый отдел мозга. Обсуждаем с ребятами, какие изменения произошли.

Передний мозг у лягушки стал крупнее, чем у рыб и разделился на два полушария.

Скажите почему головной мозг земноводных крупнее, чем у рыб?

Ученик: Потому что у земноводных появляется среднее ухо, усложняется зрение (становится лучше)

Учитель: Правильно.

Промежуточный мозг стал меньше, чем у рыб

Средний мозг развит умеренно

Мозжечок развит плохо у лягушки, чем у рыб. Этим и объясняются однообразные движения земноводных и их малоподвижный образ жизни.

Ещё одной из систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма животных, вы назвали пищеварительную систему, которая во многом сходна с пищеварительной системой рыб.

Ребята, откройте учебники на странице 178 и рассмотрите рисунок 135 «Схема пищеварительной системы лягушки». Изучите по данному рисунку строение пищеварительной системы. Назовите последовательно органы, образующие пищеварительную систему лягушки. Даётся 1 минута

Ученик: Пищеварительную систему образуют рот, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая кишка, толстая кишка, клоака, клоакальное отверстие.

Учитель: Хорошо. А давайте сравним пищеварительную систему земноводных и рыб, для этого откройте учебник на странице 156 и прочитайте какие органы пищеварения выделяют у рыб? И что нового появляется у лягушки?

Ученик: Клоака. Правильно. Клоака - расширенный конечный участок задней кишки , куда впадают протоки мочеполовой системы . Из рыб клоаку имеют только акулы и двоякодышащие . Чем питается лягушка?

Ученик: Лягушка питается только подвижными насекомыми: комары, мухи, пауки, слизни и т.д.

Учитель: Верно. А какие органы участвуют в захвате пищи?

Ученик: Самым главным органом в захвате пищи является язык.

Учитель: Верно. Ребята, с помощью языка лягушка ловит пищу, затем втягивает глаза в ротовую полость, которые и помогают проталкивать пищу.

Ребята, для жизни животных необходимы питательные вещества, которые имеют строительное значение. Ведь не зря говорят: «Будешь хорошо кушать – вырастишь большим и сильным. Также питательные вещества имеют энергетическое значение. Зарисовывают схему

Пища поступает в пищеварительную систему, в органах которой образуются питательные вещества. Происходит расщепление сложных питательных веществ на простые питательные вещества, которые поступают в кровь. Также в кровь должен поступить и кислород, который поступает в организм через дыхательную систему. Ребята обратимся к рисунку 134 «Внутреннее строение лягушки». Под цифрой 2 находятся лёгкие, обратите внимание, что лёгкие у лягушки небольшие, мешковидной формы. Появление лёгких свидетельствует об уровне высокой организации. Поступивший в капилляры кислород вместе с питательными веществами разносится с кровью ко всем органам и тканям. Происходят реакции взаимодействия питательных веществ и кислорода, таким образом, образуются углекислый газ, энергия и вода. Образовавшаяся энергия расходуется на движение, а образовавшаяся вода поступает в кровь и в органы выделительной системы. На странице учебника 179 прочитайте, какие органы относятся к выделительной системе?

Ученик: К органам выделительной системы относятся почки, мочеточники и мочевой пузырь.

Учитель: Верно. Посмотрите на рисунок учебника. Чем обеспечивается взаимосвязь пищеварительной, дыхательной и выделительной систем?

Ученик: взаимосвязь данных систем обеспечивается с помощью кровеносных сосудов, крови.

Учитель: Хорошо. Ребята, а какой орган приводит кровь в движение?

Ученик: Сердце.

Учитель: Правильно. Сердце. Обратимся к рисунку учебника 136 «Схема кровеносной системы лягушки». Изучите по рисунку сердце лягушки, в этом вам поможет также текст учебника на странице 179. 1 минута

Ребята, что же нового появилось в сердце лягушки, в отличие от рыб?

Ученик: В отличие от рыб у лягушки сердце трёх камерное, состоит из 2 предсердий и одного желудочка.

Учитель: Правильно. И опять это свидетельствует о более высоком уровне организации. Сердце лягушки трёхкамерное, а что ещё нового тогда в кровеносной системе лягушки?

Ученик: у лягушки появляется второй круг кровообращения. Показываю по таблице

Учитель: Хорошо. Давайте сравним виды крови у рыб и у земноводных. Какой вид крови впервые появляется у лягушки?

Ученик: У лягушки появляется смешанная кровь.

Учитель: Правильно. У лягушки появляются три вида крови. Кровь артериальная и венозная частично смешиваются, и образуется смешанная кровь в желудочке. Ребята, обратите внимание, что сердце лягушки сокращается медленно: 30 раз в минуту, а у человека 72 раза и в связи с этим обмен веществ также происходит медленно.

Ребята, давайте сделаем вывод на основе сравнения рыб и земноводных о более высоком уровне организации и запишем его в тетрадь.

  1. Более сложное строение нервной системы (более крупный передний мозг, разделённый на два полушария)

Ребята, запишем в дневник домашнее задание – Прочитать параграф

37, выучить записи в тетради и заполнить таблицу

Система органов

Строение

Функция

Пищеварительная система

Переваривание пищи

Дыхательная система

Лёгкие, кожа

Кровеносная система

Трёхкамерное сердце

Выделительная система

Выведение вредных веществ

Нервная система

Лист ученической тетради.

13. 02.10.

«Строение и деятельность систем внутренних органов»

Лягушки имеют более высокий уровень организации, так как:

  1. Появляются органы дыхания – лёгкие
  2. Сердце – трёхкамерное, состоит из 2 предсердий и одного желудочка
  3. Более сложное строение нервной системы

Система органов

Строение

Функция

Пищеварительная система

Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая кишка, толстая кишка, клоака, клоакальное отверстие

Переваривание пищи

Дыхательная система

Лёгкие, кожа

Участвует в дыхательных актах

Кровеносная система

Трёхкамерное сердце

Снабжение внутренних органов кислородом и питательными веществами

Выделительная система

Почки, мочеточники, мочевой пузырь

Выведение вредных веществ

Нервная система

Передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг

Отвечает за поведение животного, за работу внутренних органов, функции организма


 


Читайте:



Ленорман * гадание Ленорман * карты Ленорман

Ленорман * гадание Ленорман * карты Ленорман

Могут быть различными, в зависимости от поставленной задачи и результата, который мы хотим получить после гадания. Большинство раскладов для малой...

О санкциях, их влиянии на россию и нашей экономической политике

О санкциях, их влиянии на россию и нашей экономической политике

В настоящее время актуальна тенденция возрастания числа применения экономических санкций в отношении разных стран. Глобализация международных...

Участие красной армии в великой отечественной войне

Участие красной армии в великой отечественной войне

В данном параграфе мы рассмотрим ключевые моменты, связанные с участием Красной Армии в Великой Отечественной Войны и ее состоянием после...

Как установить шизофрению у ребенка

Как установить шизофрению у ребенка

Шизофрения — хроническое психическое заболевание, для которого характерно возникновение отклонений в мышлении, восприятии и эмоциональной сфере....

feed-image RSS