Главная - Электрика 
Чтение с буквой л для дошкольников. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Л. Буква Л - лесной шалаш

Анна Кравченко
Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) «Знакомство с буквой «Л» и звуком [Л]»

Тема : Знакомство с буквой и звуком «Л» .

Цели :

Познакомить детей со звуком «л» , «ль» , буквой «л» , научить характеризовать звук «Л»

Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.

Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове .

Закреплять умение делить слова на слоги, используя модель слова.

Формировать грамматический строй речи .

Развивать общую и мелкую моторику.

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Интеграция образовательных областей :

«Социально – коммуникативное развитие » , «Речевое развитие » ,

«Познавательное развитие » , «Художественно – эстетическое развитие » , «Физическое развитие » .

Материалы и оборудование :

Лента букв , буква Л , фишки синего, зеленого и красного цветов, пластилин.

Ход деятельности:

Воспитатель читает стихотворение :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : “Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро доверчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель (к детям) : Улыбнитесь друг другу, и подарите всем свою улыбку.

Сегодня нам пришло приглашение из города Звукограда , нас приглашают на день рождения. Чтобы попасть на день рождения, нужно выполнить задания.

Первое задание будет таким : Свое имя нужно разделить на слоги. Воспитатель говорит детям : «Теперь вы уже много знаете о звуках . Какие бывают звуки ? Правильно, гласные, твердые согласные и мягкие согласные».

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Как меня зовут?» . Берет три фишки - красную, синюю, зеленую. Затем у детей, испытывающих в процессе обучения значительные трудности, спрашивает, какие звуки обозначаются этими фишками. Ставит одну фишку, например, на подоконник, другую - на доску, третью прикрепляет к дверям. Предлагает детям тихонько произнести свое имя, послушать, какой в нем первый звук - гласный или согласный, а если согласный, то твердый он или мягкий. По сигналу воспитателя все дети должны быстро занять место рядом с той фишкой, которая обозначает первые звуки в их именах . Педагог объясняет это на примере своего имени : произносит его, называет первый звук , определяет его качество и останавливается там, где размещена фишка соответствующего цвета.

Правильность выполнения этого упражнения с помощью воспитателя проверяют сами дети в каждой подгруппе (на подгруппы воспитанники делятся в процессе выполнения задания педагога).

Предлагаю второе задание :

Дидактическая игра “Назови слова, выделив первый звук “л” .

(На столе лежат картинки, на которых изображены слон, лось, ложка, лошадь, лыжи, лужа, лук, лопата, луна, лупа, лампа, лейка, листок, пила, лев). Дети должны выбрать картинки, где в словах первый звук “л” , и определить какой он : твердый или мягкий.

Воспитатель : Вот мы и попали в Звукоград , в этом городе есть улицы, вот улица “Певцов” (к детям) : “Какие звуки здесь живут ?”

Дети отвечают : Здесь живут гласные звуки (а, о, у, э, и, я, е) .

Воспитатель : Вот улица “Громкая” (к детям) : “Какие звуки здесь живут ?”

Дети : Здесь живут твердые согласные (б, в, д, г, ж, т) .

Воспитатель : Вот улица “Тихая” (к детям) : “Какие звуки здесь живут ?”

Дети : Здесь живут мягкие согласные (б", в", д", г", ж", т") .

Воспитатель предлагает упражнение для язычка “Пароход”

Дети должны растянуть губы в улыбке, открыть рот, затем поставить язычок “чашечкой” на верхние зубы, и гудеть : “л-л-л”.

Дети произносят звуки [Л , Ль], проводят подробный акустико-артикуляционный анализ : звук [Л] - согласный (кончик языка соприкасается с нёбом и создает преграду для воздушной струи, бывает твердый и мягкий, звонкий (ушки гудят, обозначаем его фишкой синего или зеленого цвета. Повторение характеристики звука несколькими детьми .

Воспитатель : Ребята! Звук [Л] живет в домике под названием «Буква Л » . (Демонстрация буквы Л .) Рассмотрите букву и напишите ее пальчиком : сначала на столе, а затем в воздухе.

Затем воспитатель читает сказку “Лисенок и лягушонок”, и предлагает запомнить слова со звуком [л , л"].

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.

Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли) приходил, все ломал, да еще и дразнился :

Зеленее всех зеленок – лупоглазый ля-гу-шо-нок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал :

Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…

Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Воспитатель предлагает провести физкультминутку :

Буквой “л” расставим ноги ,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Влево - вправо, влево - вправо.

Воспитатель предлагает игру “Летает – не летает”:

Воспитатель называет слова и предлагает детям “махать крыльями” в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу (стрекоза, парта, вертолет, самолет, белка, ласточки, лебеди) .

Воспитатель предлагает сделать звуковой анализ слова “луна” . Один ребенок выполняет у доски, остальные на месте.

Л [л] – твердый согласный (синяя фишка)

У [у] – гласный звук (красная фишка)

Н [н] – твердый согласный (синяя фишка)

А [а] – гласный звук (красная фишка)

Воспитатель предлагает игру “Доскажите словечко”

1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

2. На скамейке у ворот

Лена слезы горько… (льет)

Пушистый хвост – краса.

Кто же это… (лиса)

3. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

4. Лейся, дождь, веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по… (лужам)

Воспитатель предлагает проговорить чистоговорку :

Ло-ло-ло – на улице тепло

Лу-лу-лу – стол стоит в углу

Ул-ул-ул – у нас сломался стул

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Воспитатель предлагает выложить из пластилина букву “Л” . Воспитатель и дети поздравляют звук “Л” с Днем Рождения , и возвращаются домой.

Итог занятия .

С каким звуком познакомились ? Какой это звук ? Почему он согласный?

Публикации по теме:

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1. Вырабатывать навык четкого произношения.

Конспект ООД по обучению грамоте «Знакомство со звуком [Л’]» ООД по программе "Детский сад 2100". Используется пособие Т. Р. Кисловой, Р. Н. Бунеева "По дороге к Азбуке" 4 часть. Тема: Знакомство со.

Конспект открытого занятия «Знакомство со звуком и буквой Р» Цель. Знакомство детей со звуком и буквой Р. Задачи. Коррекционно-образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К, к» (подготовительная группа) Технологическая карта Образовательная область: Коммуникация. Разделы: Обучение грамоте (подг. гр.) Тема:Буква «К к»,звуки «к к;» Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Знакомство со звуком [Ч]» Цель: Обучение правильному произношению звука Ч детей среднего дошкольного возраста. Задачи: - Познакомить со звуком Ч; - Уточнить произношение.

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой Ц» Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ц]» Ход занятия -Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло сегодня.

НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Знакомство со звуком и буквой Б» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Программные задачи: - учить выделять звук.

Знакомство детей с буквой и звуком У Цель: познакомить детей с буквой и звуком У, объяснить различие понятий «звук» и «буква» Задачи: Образовательные: Научить ребенка выделять.

Знакомство со звуком и буквой У. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Программное содержание: 1. Продолжать учить детей давать характеристику звука. 2. Учить выделять звук в словах. 3. Развивать слуховое внимание.

Библиотека изображений:

Цель занятия: изучаем букву Л, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Л, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Л по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Линейка Лук Листья Лиса

Лада очень веселая девочка. Она ходит и поет:
- Ла-ла-ла!

  1. Как поет Лада?
  2. ЛЛЛА - какой тут первый звук?
  3. Как звали веселую девочку?
  4. Какой первый звук в слове ЛАДА?
  5. Скажи, какой звук есть и в слове ЛАМПА, и в слове СТУЛ, и в слове СЛОН?
  6. В начале, в конце или в середине звук [л] в словах ЛАМПА? СТУЛ? УКОЛ? СЛОН? КУКЛА?

Когда мы произносим звук [л], кончик языка поднимается за верхние зубы и прижимается к ним. Произнеси: ЛЛЛ. Кончик языка прижимается к верхним зубам и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [л].

  • Гласный или согласный звук [л]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Л для дошкольников

Рассмотри букву Л. Нашили букву Л в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Молодчина эта Лина,
Лепит все из… (пластилина).

Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе… (лопатой).

Подготовлен самолет.
Он отправился в… (полет).

Лейся, дождь, веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по… (лужам).

Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг -
Пики зеленые выставил… (лук).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это? … (Лиса.)

На скамейке у ворот
Лена горько слезы… (льет).

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).

Заставил плакать все вокруг.
Хоть он и не драчун, а… (лук).

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).

Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое… (плохо)?

Сказка про букву Л

Лисенок и лягушонок

В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке.

Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:

Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
- Ничего! - сказал лягушонок.
- Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Загадки для детей на букву Л

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Лопата)

Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки.
(Луна)

Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг - то овраг.
(Лестница)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)

Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья)

Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка)

Пословицы и поговорки на букву Л

Лгуна легче поймать, чем хромого.
Ложь человека не красит.
Ложь на тараканьих ножках ходит.
Раз солгал - навек лгуном стал.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Маленькое дело лучше большого безделья.

Веселые стихи про букву Л для детей

Липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой-
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом -
Береги меня.
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя -
Вырасти меня.
Я тебя листвою
От дождя укрою -
Поливай меня.
Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы -
Ты люби меня.
А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий,
Не забудь меня!
(П. Воронько)

Лисицы лают.
Глухомань.
Лежит в листве под липой Лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна лучится, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.
(В. Лунин)

Кто вы?
- Мы лисички,
Дружные сестрички.
Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, еще со шляпкой…
(А. Шибаев)

Листопад
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

Листопад
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с кленов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинки…
- С черемухи…
- С дуба…
- С березы…
Везде листопад:
На пороге-морозы!
(Ю. Капотов)

Ласточка
Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде:
- Мама дома посидит,
Никуда не улетит!
(Г. Виеру)

Лев комарика ловил,
Лапой лоб себе разбил!
(Б. Тимофеев)

Ласточка

А она в ответ:
- Спешу!
Клювом глины зачерпнула
И под крышу упорхнула.
Целый день забот полна
- Домик строила она.
Дни прошли. Опять прошу,
А она в ответ:
- Спешу!
Считаны минутки!
У меня малютки.
Мошек ловлю,
Крошек кормлю.-
В гости дождик зачастил.
Старый тополь загрустил.
- Спой мне, ласточка,- прошу,
А она в ответ:
- Спешу!
Собираю в путь семью.
Возвращусь весной - спою.
(В. Бардадым)

Лесничий
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг - лесничий.
(В. Степанов)

В гости к лету
Мы идем лесной тропинкой,
А куда - не знаем сами.
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Может, мы идем за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!
Может, белка попадется,
Может, ёжик ждёт нас где-то…
Мы идем гурьбой веселой
Ясным утром в гости к лету!
(В. Викторов)

Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Цель занятия: формирование умения чтения слогов и слов с буквой Л.

Задачи:

  • формирование умения слитного осознанного чтения
  • развитие фонематического слуха
  • развитие элементов логического мышления.

Методы : наглядный, словесный, репродуктивный.

Дидактическое обеспечение : иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, дидактическая тетрадь, доска, мел.

Ход занятия.

1. Орг. момент (хлопки на внимание).

2. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение слоговой таблицы.

СА МА ХА РА ША

СО МО ХО РО ШО

СУ МУ ХУ РУ ШУ

СЫ МЫ ХЫ РЫ ШУ

2. Послушай слова, запиши в кружочках только гласные из этих слов.

(лук, сок, сын, мак)

Алфавит продолжит наш,

Буква Л - лесной шалаш.

Л – гласный или согласный, почему вы решили, что он согласный?

Звонкий или глухой?

3. Найди букву Л, обведи её (дети на своих листочках обводят букву Л)

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А

4. Письмо буквы Л в индивидуальных листочках

5. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

6. «Путалки»

7. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

8. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

9. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

10. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

(Дети записывают слово на индивидуальных листочках.)

Если в слове больше одной гласной, то одну из них мы произносим сильнее, выделяем голосом. Такая гласная называется ударной. Ударение ставится сверху, вот так:


Подели на слоги слова из 9 задания, поставь ударение.

11. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

12. Спиши предложение. С какой буквы пишем начало предложения? (с большой)

Что оставляем между словами? (две клетки)

Что ставим в конце предложения? (точку)

У мамы мыло .

(Запись предложения на индивидуальных листочках.)

13. Прочитай предложения, соедини их с картинками:

У Са ши шар.

У Шу ры мы ло.

У со ма у сы. У о сы у сы.

Лист индивидуальной работы ребенка.

2. Найди букву Л, обведи её.

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А Л

3. Напиши букву Л

4. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

5. «Путалки»

ЛА – ЛО - ЛУ УЛ – АЛ – ОЛ ЛЫ – ЛА – ЛО

ЛО – ЛА – ЛЫ ЛЫ – ЛА - ЛУ ОЛ – УЛ – АЛ

6. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

7. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

8. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

9.. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

Запиши его в клеточках, подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.

10. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое, в свою очередь, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Вниманию родителей предлагается комплекс упражнений, с помощью которых можно помочь ребенку правильно произносить звук [л].


к[Л]ассная сог[Л]асная

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие - 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая - ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» - «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам - Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па - Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. - Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. - Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Познакомить детей с согласным звуком [л] и буквой Л, продолжать учить детей определять на слух место звуков [л] в трех позициях в словах: лампа, лодка, молоток, стол, стул и т.д., продолжать учить детей составлению слов из букв и слогов.
  • Учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах).
  • Продолжать учить детей помогать тем, кто попал в беду.

Развивающая среда: разрезная азбука, слоговая таблица, буквы большого формата; комплект карточек со схематическими изображениями человека в разных позах.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко (слайд 3), которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми. Ребята посмотрите, а солнышко принесло нам в подарок – букву Л. (На воздушном шарике написана буква Л).

Воспитатель: Как вы думаете с какой буквой мы сегодня будем знакомиться?

Дети: С буквой Л.

Воспитатель: Молодцы, правильно, сегодня мы с вами познакомимся с буквой Л. (воспитатель показывает букву на экране – слайд 4).

Ребята, букву Л можно сложить из счетных палочек (у каждого на столе лежат счетные палочки). Давайте попробуем сложить из них букву Л. (дети складывают букву из счетных палочек).

Еще эту букву можно изобразить, разъединив средний и указательный пальцы руки (дети показывают букву Л на пальцах, в этот момент стучатся в дверь).

Воспитатель: Ребята, посмотрите: кто-то стучится в дверь.

(в группу входит кукла Луша – слайд 5)

Луша: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Луша.

Дети: Здравствуйте.

Луша: Я гуляла на улице и случайно забрела к вам в гости.

Воспитатель: А почему ты такая грустная?

Луша: Сегодня мама научила меня составлять из разрезной азбуки мое имя, но вот беда: пока я гуляла, потеряла первую букву моего имени. (показывает разрезную азбуку «…УША» – слайд 6).

Воспитатель: Ребята, поможем кукле?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашу разрезную азбуку кукле Луше. (показывают разрезную азбуку).

Луша смотрит и плачет

Воспитатель: Луша, а почему ты плачешь?

Луша всхлипывая : я забыла, какая буква должна быть в начале моего имени.

Воспитатель: Ребята, поможем Луше?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто помнит, как зовут куклу?

1 ребенок: Луша.

Воспитатель: Молодец, правильно. Давайте еще раз послушаем, как зовут куклу: «Луша». (воспитатель произносит имя Луша). Какой звук вы слышите в начале ее имени?

Дети: звук[л].

Воспитатель: Тогда какую же букву потеряла Луша?

Дети: букву Л.

Воспитатель обращается к ребенку: найди, пожалуйста, букву Л на ковролине, и мы ее отдадим кукле Луше.

(Ребенок находит букву Л и отдает ее кукле – слайд 7)

Луша: Спасибо. Я, вспомнила, какую букву я потеряла, это буква Л.

Ой, кажется, меня мама зовет, мне пора уже идти домой обедать. До свидания, ребята (кукла Луша уходит).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как звали нашу девочку?

Дети : Луша.

Воспитатель: Какой первый звук в слове «Луша»?

Дети: Это звук [л].

Воспитатель: Что нам помогает его произносить?

Дети: язычок

Воспитатель: Значит, какой это звук?

Дети: Это согласный звук.

Воспитатель: Его нельзя крикнуть, произнести громко.

Какой второй звук в слове «Луша»?

Дети: Это звук [у].

Воспитатель: Звук [у]гласный или согласный?

Дети: Это гласный звук.

Воспитатель: Какой третий звук в слове «Луша»? Гласный или согласный?

Дети: Это звук [ш ], он согласный.

Воспитатель: Какой четвертый звук в слове «Луша»? Гласный или согласный?

Дети: Это звук [а], он гласный.

Воспитатель: Хлопками покажем количество слогов в слове «Луша».

(дети прохлопывают в ладоши два раза)

Воспитатель: Назовите первый слог в имени Луша?

Дети: «Лу» (Слайд 8).

Воспитатель: Назовите второй слог?

Дети: «ша».

Воспитатель: Составьте с этим именем предложение.

Дети: «Луша пошла гулять. Луша проснулась и пошла умываться.»

Игровое упражнение «Определить место звука в слове»

Воспитатель: Определить на слух места звуков [л] и [л"] в трех позициях:

  • В начале слова: ЛАМПА, ЛОДКА, ЛУК, ЛИСА, ЛУНА, ЛОПАТА.
  • В середине слова: МОЛОТОК, БЕЛКА, ПАВЛИН, АПЕЛЬСИН, МОЛНИЯ, ПАЛЬТО.
  • В конце слова: СТОЛ, СТУЛ, ПОЛ, ПЕНАЛ, ДЯТЕЛ, ФУТБОЛ, САМОСВАЛ, БИНОКЛЬ. (слайд 9, 10, 11)

(дети произносят, что изображено на экране вместе с воспитателем и определяют какой звуки в этом слове [л] или [л"], где он находиться в начале, в середине или в конце слов)

Проговаривание скороговорки

Воспитатель: Ребята давайте вместе произнесем скороговорку выразительно и четко:

Пошел Игнат
Лопаты покупать.
Купил Игнат
Пяток Лопат (слайд 12)

Воспитатель: Посмотрите, какие предметы к нам прилетели.

Дети: Самолеты (слайд 13)

Физкультминутка

Самолеты загудели, (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели, (Руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели, (Руки к коленям)
Да и снова полетели. (Руки в стороны, наклоны в сторону)
Ла-ла-ла, (3 хлопка)
Мила в лодочке плыла. (Наклон вперед, махи руками в стороны)
Лу-лу-лу (3 хлопка)
Слава взял пилу. (Движение как при пилке дров)
Ул-ул-ул (3 хлопка)
Михаил уснул. (Присесть, руки под щеку)

Игровое упражнение «Составь слово»

Воспитатель: Молодцы, ребята, как вы хорошо играли. Посмотрите, что изображено на экране? (воспитатель показывает на экран – слайд 14).

Дети: Буквы, слоги.

Воспитатель: Давайте попробуем прочитать, что здесь написано. (дети читают слоги)

Дети: МА, УШ, ЛУ, ША, ШУ, ЛА.

Воспитатель: Теперь попробуем составить из слогов слова.

Дети: МАША, ЛУША, УШЛА, МАШУ.

Воспитатель: Какие хорошие слова вы составили. А теперь попробуйте составить простые предложения с этими словами.

Дети: Маша пошла в детский сад. Луша пьет чай. Мама ушла на работу. Папа любит Машу.

Воспитатель: Как хорошо вы умеете составлять предложения.

(Проводится индивидуальная работа с разрезными азбуками малого формата.)

Воспитатель: Из букв составить слово «мама», из слогов составить слова «Луша», «Маша», «Сама». (Дети составляют слова)

Воспитатель: Послушайте загадку – (из букв дети составляют отгадку на загадку)

Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (слайд 15)

Дети: Сом.

Воспитатель: Молодцы. Что вы знаете о соме?

Дети: Это рыба, она обитает в реке.

Воспитатель: (раздает карточки) Вы должны повторить движение или принять такую же позу, как человек, изображённый на карточке.

(Дети выполняют упражнение, а затем несколько раз обмениваются карточками. Таким образом, каждый ребенок повторяет 3–5 различных поз. В ходе игры воспитатель обращает внимание детей на положение рук и ног человечков, просит описать позу словами, чтобы уточнить наблюдения и направить внимание на самое существенное).

Воспитатель: Ребята, как вы, хорошо справились с заданием. Посмотрите, а наше солнышко просится на улицу. Только перед тем как выпустить солнышко на улицу давайте поделимся, о том, что мы узнали о его букве Л. Ребята Буква Л – гласная или согласная буква?

Дети: Согласная буква.

Воспитатель: Из сколько палочек мы может составить букву Л.

Дети: Из двух.

Воспитатель: А еще как можно показать букву Л.

Дети: Средним и указательным пальцем руки. Научились составлять слова с буквой Л.

Воспитатель: А еще мы помогли кукле Луше, которая попала в беду.

Дети: Мы помогли найти ей ее букву Л.

Воспитатель: А теперь ребята пойдем на улицу и отпустим солнышко гулять.

 


Читайте:



Ленорман * гадание Ленорман * карты Ленорман

Ленорман * гадание Ленорман * карты Ленорман

Могут быть различными, в зависимости от поставленной задачи и результата, который мы хотим получить после гадания. Большинство раскладов для малой...

О санкциях, их влиянии на россию и нашей экономической политике

О санкциях, их влиянии на россию и нашей экономической политике

В настоящее время актуальна тенденция возрастания числа применения экономических санкций в отношении разных стран. Глобализация международных...

Участие красной армии в великой отечественной войне

Участие красной армии в великой отечественной войне

В данном параграфе мы рассмотрим ключевые моменты, связанные с участием Красной Армии в Великой Отечественной Войны и ее состоянием после...

Как установить шизофрению у ребенка

Как установить шизофрению у ребенка

Шизофрения — хроническое психическое заболевание, для которого характерно возникновение отклонений в мышлении, восприятии и эмоциональной сфере....

feed-image RSS