Главная - Строим дачу 
Д а толстой министр народного просвещения. Значение толстой дмитрий андреевич в краткой биографической энциклопедии. Когда место намоленное

Годы жизни:1823-1889

Из биографии:

  • Дмитрий Андреевич Толстой – один из видных государственных деятелей России. Его деятельность связана с правлением двух императоров — Александра II и Александра III.
  • С 1865-1889- занимал должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода
  • С 1866-1880- министр народного просвещения России
  • С 1886-1889- министр внутренних дел и шеф жандармов.
  • С 1866- член Государственного совета.
  • Если при Александре II Д.А.Толстой был реформатором, то при Александре III – ярым консерватором.

Основные направления деятельности Д.А.Толстого и их результаты

Д.А Толстой — обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1865-1889)

  • Церковь продолжала оставаться под контролем государства.
  • Дети священников получили право поступать в гимназии и юнкерские училища
  • Было увеличено жалованье духовным лицам

Д.А.Толстой — министр народного просвещения Российской империи (1866-1880)

  • Реформа образования была начата ещё до Д.А.Толстого. Новый министр продолжил её проведение.
  • С 1871- реформа среднего образования
  • Введение большого количества часов математики и древних языков- греческого и латинского. Был взят курс на классическую систему обучения.
  • В университеты могли поступать только те, кто окончил классическую гимназию
  • 1872- реальные гимназии преобразованы в реальные училища. В них увеличивались часы на математику и черчение и сокращались на гуманитарные предметы.
  • Многое было сделано по оснащению лабораторий в университетах.
  • Резко сократилось количество студентов, обучающихся за рубежом, чтобы воспрепятствовать распространению в России революционных идей Запада.
  • При нём были открыты многие высшие учебные заведения в России (университет в Томске в 1878, Историко-филологический университет в 1868, Московские высшие женские курсы в 1872 и др.)
  • Изменилось и начальное образование: наряду с церковно-приходскими школами стали открываться светские начальные школы, которые находились на попечении земств.
  • Особое внимание Толстой уделял распространению образования среди неправославных народов России. По его инициативе была создана система начального образования на родном языке , готовились учителя и писались учебники для национальных школ

Итогом деятельности стало значительное увеличение средних и высших учебных заведений (почти втрое), а низших — почти в 20 раз; заслугой Д.А.Толстого можно считать и развитие начального образования национальных меньшинств, реформирование системы начального образования.

Д.А.Толстой — министр внутренних дел и шеф жандармов

(1886-1889)

  • Выступал за сильную власть, был ярым консерватором, сторонником контрреформ.
  • 1881- «Положение об усиленной и чрезвычайной охране », которое усиливало административно- полицейский контроль. Областные и губернские власти могли вводить чрезвычайное положение на неопределённый срок. Можно было высылать неугодных лиц, закрывать учебные заведения и СМИ. При министерстве внутренних дел создано Особое совещание , которое могло без суда арестовывать подозрительных лиц до 5 лет.
  • 1882- ограничена свобода печати Временными правилами . Была восстановлена предварительная цензура.
  • За время его деятельности была раскрыта 251 нелегальная организация, в том числе и группа А.И.Ульянова. По политическим мотивам было осуждено 2851 человек

Итогом стало снижение количества выступлений народа. С середины 1880-х годов пошло на убыль и революционное движение. Снизилась и активность террористов. Было совершено всего два покушения: в 1882 году был убит прокурор Одессы Стрельников, в 1884- совершено неудавшееся покушение на Александра III.Больше до начала 20-го века террористических актов не было.

Материал к историческому сочинению

Историческая эпоха Историческое событие, причинно- следственные связи
Эпоха Александра II (1855-1881) Реформирование системы народного просвещения. Причины :
  • Необходимость значительного повышения образовательного уровня народа
  • Ограничение зависимости высшего образования от Запада, создание сети высших учебных заведений в России
  • Ограничение доступа революционных идей в Россию с запада.

Следствия:

  • Значительное расширение сети учебных заведений всех уровней
  • Значительное повышение образовательного уровня в России
  • Получение доступа к образованию малых народов
  • Совершенствование системы образования: изменение программ, предоставление автономии университетам и др.

Министром народного просвещения России в период с 1866-1881 годы был Д.А.Толстой . Именно под его началом была поведена реформа образования, введены многие изменения в систему получения образования в России.

Эпоха Александра III (1881-1894) Меры по укреплению самодержавия и общественного порядка Причины:
  • Наведение порядка в стране, проведение мер по укреплению самодержавия, что стало особенно актуальным после убийства Александра II.
  • Необходимо было пресечь любые выступления, вести усиленную борьбу с нелегальными организациями, инакомыслием.
  • Либеральный курс Александра II привёл к появлению многих печатных изданий, критикующих порядки. Необходимо было ввести жёсткую цензуру, недопустить распространение революционных идей.

Следствия:

  • В стране были проведены жёсткие контрреформы по укреплению порядка и усилению самодержавия.
  • Областные и губернские власти получали широкие полномочия по пресечению любых выступлений, изолированию неугодных лиц.
  • Значительно снизилась революционная активность в стране.

В жизнь политику контрреформ в данном направлении осуществлял министр внутренних дел и шеф жандармов Д.А.Толстой (в 1886-1889) , который был ярым консерватором и во всём поддерживал императора.

(Примеры конкретных дел и итоги деятельности см. выше).

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию № 25.

На сайте можно найти материл по историческим портретам и и примеры исторических сочинения по их эпохам

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Назначение нового министра внутренних дел графа А.А. Толстого было, пожалуй, более определенным и весомым заявлением о разрыве с политикой преобразований, чем манифест 29 апреля 1881 г. «Имя гр. Толстого само по себе уже есть манифест, программа», – метко выразился Катков, приветствуя указ о новом назначении в «Правительственном вестнике». Толстой «представляет собой целую программу», «имя его служит знаменем целого направления», – вторил Победоносцев.

Дмитрий Андреевич Толстой принадлежал к ортодоксальным «охранителям», непримиримым противникам реформ 1860-х гг. Если либералы воспринимали его как обскуранта то и в среде разумных консерваторов он не снискал популярности по причине своих взглядов – крайних и односторонних – и по личным качествам. «Человек неглупый, с твердым характером, но бюрократ до мозга костей, узкий и упорный, не видевший ничего, кроме петербургских сфер, ненавидевший всякое независимое движение, всякое явление свободы, при этом лишенный всех нравственных побуждений, лживый, алчный, злой, мстительный, коварный, готовый на все для достижения личных целей, а вместе доводящий раболепство и угодничество до тех крайних пределов, которые обыкновенно нравятся царям, но во всех порядочных людях возбуждают омерзение» – такую характеристику дал Толстому Б.Н. Чичерин, не склонный сгущать краски в отношении современников.

В свое время отставка Д.А. Толстого с поста министра просвещения и обер-прокурора Синода, которой М.Т. Лорис-Меликову удалось добиться с огромным трудом, расценивалась в обществе как огромная победа. Тогда, в апреле 1880 г., всем, да и самому графу Толстому, казалось, что его карьера государственного деятеля завершилась. И вот на новом повороте истории самодержавия он вновь признан и призван.

Александр III, неплохо разбиравшийся в людях, постоянно сетовал на недостаток личностей честных, правдивых и светлых, считая их для своей эпохи «огромной редкостью». «А пожалуй, и есть, – иронизировал он, – да из ложного стыда скрываются». Александр Александрович вряд ли мог узреть в Толстом светлую личность. Соглашаясь с Победоносцевым, что у Толстого «громадные недостатки», он остановил на нем выбор, имея в виду прежде всего пригодность для проведения курса на «обновление России», предусматривавшего натиск на реформы 60-х годов, колебавшие устои самодержавия.

И надо сказать, что император не разочаровался в своем избраннике. При всем карьеризме и своекорыстии, Толстой руководствовался в первую очередь интересами власти. Личность это была по-своему цельная, по убеждениям монолитная и на фоне ближайшего окружения Александра III казалась крупной и значительной. Смерть в 1889 г. министра внутренних дел император воспринял тяжело. «Потеря гр. Толстого для меня страшный удар, и я глубоко скорблю и расстроен», – делился он переживаниями с Победоносцевым. И то же записал в дневнике: «Скончался бедный гр Толстой. Страшная потеря. Грустно»

Грустить было о чем. Таких, кто, подобно Толстому, был «тверд в мнении и решителен в мерах», все меньше оказывалось в поле зрения царя. Назначенный на место Толстого И.Н. Дурново уступал ему не только в твердости и решительности, но и в уме и образовании. Однако, занимая должность товарища министра внутренних дел, он прошел выучку Толстого, это и определило выбор Александра III.

Сначала был тревожный звонок в редакцию «Вятского края». Звонил явно неравнодушный человек - это особенно чувствовалось по интонации. Валентина Ивановна Кощеева (а именно с нее и начался разговор о судьбе областного музея истории народного образования) - педагог, краевед, лауреат премии «Вятский горожанин», обладательница памятной медали «Патриот России». Почти 30 лет она собирала материалы о династии купцов Прозоровых, вышедших из вятских крестьян и получивших дворянский титул.

В частности, о Якове Алексеевиче Прозорове - купце первой гильдии, который вел деловые операции в Европе, но не забывал и родную Вятку: помогал бедным, содержал детские приюты, жерт-вовал в пользу учебных заведений, монастырей и храмов, участвовал в общественной жизни города Вятки.

Валентина Ивановна рассказала, как буквально по крупицам собирали музейную коллекцию. Она, к примеру, почти не выходила из архивов, восстанавливая кировскую историю просвещения, обрабатывала найденные документы, что-то писала от руки, что-то сама же перепечатывала, сдавала в музей, затем опять шла в архив, искала и находила новое, а точнее, забытое и, к счастью, еще не канувшее в Лету. Впрочем, это только начало. Чем же была так встревожена женщина-активист?

Прозоров, Толстой, Гриневский…

Музей народного образования открыли в середине 1990-х сначала при обла-стном центре детско-юношеского туризма и экскурсий. Кстати, идея родилась еще у учеников Аполлинарии Николаевны Тепляшиной, знаменитой вятской учительницы, заслуженного учителя школы России, кавалера двух орденов Ленина, прожившей большую жизнь, наполненную любовью к детям, и ставшей образцом профессионального мастерства для многих поколений педагогов.

Как сказала директор музея Наталья Головизнина , самое активное и непосредственное участие в организации учреждения принял тогда начальник управления образования Кировской области Анатолий Чурин, его деятельное присутствие сотрудники ощущали во всём. Теперь здесь три тысячи единиц экспонатов, в своем роде уникальных.

Когда место намоленное!

Этот особняк был идеальным местом во всех отношениях, - продолжает Надежда Головизнина. - В 1878 году в Вятку приезжал граф Дмитрий Толстой, министр народного образования. Тогда же Яков Алексеевич Прозоров передал здание на улице Московской под обустройство высшего четырехклассного город-ского училища. Позже на Парижской всемирной выставке наше училище удостоили серебряной медали, а губернское земство получило Гран-при этого же форума - золотую медаль.

Но даже и не это самое главное, как считает Наталья Головизнина. Это единственное мемориальное место в области, где учился Александр Гриневский, где он своему учителю словесности показывал первые сочинения, а потом зачитывал их перед классом.

В государственном архиве имеется завещание Якова Прозорова: дабы этот особняк всегда использовался под нужды учебного заведения! Он один раз лишь выполнял несвойственные ему функции - в годы Великой Отечественной войны: в этом здании размещалось отделение челюстно-лицевой хирургии. Но такова была необходимость сурового военного времени!

Среди ценных развалов

Я пришел в музей истории народного образования в пятницу. На экскурсию приехали школьники. Музейные работники раздавали им бахилы - так положено при посещении подобных мест. Внизу теперь обосновался ЦБТС - центр бюджетно-технического сопровождения.

У музея, а по существу - старинного особняка, уже забрали кабинет администратора, где собирались ветераны (им не нужно было подниматься по крутой старой лестнице), не стало раздевалки (мне пришлось раздеваться в тесной комнатке на 2-м этаже). Актовый зал, теперь уже бывший, превращен в хранилище фондов музея. Их пришлось тоже поднять наверх, разместить буквально на полу, по углам, наскоро прикрыть от пыли. Бывшее их место заняли под архив министерства образования! Кроме того, по утверждению работников музея, здесь хотят разместить централизованную бухгалтерию министерства.

Но мы не прекращаем работу даже в таких, не совсем удобных, в неком-фортных и неприглядных условиях. Правда, пришлось сократить количество экскурсий, - с горечью говорит директор. - Педагоги области заинтересованы в том, чтобы дети и студенты знали историю знаменитых педагогов, видели, насколько разными были их бывшие «однокашники», которые учились в этих стенах, какую форму носили, где обучались представители среднего сословия, какими канцелярскими приборами пользовались и какие имели письменные принадлежности.

Куда поедут экспонаты?

Конечно, неравнодушные люди бьют тревогу. Как сказали Валентина Кощеева и Наталья Головизнина, по задумке (и кому конкретно пришло в голову такое решение?!) министерства образования области музей должен переехать в помещение учебно-производственного комбината и в институт развития образования (бывший институт усовершенствования учителей). По их словам, там требуется большой ремонт, ведь музей - это не просто картинки развешать на стенках. К тому же место довольно отдаленное, на ул. Романа Ердякова, - не каждый может туда приехать, особенно ветераны! Да и почему в старинном особняке (прямо завещанном Яковом Прозоровым для учебных заведений!) должны находиться чиновники, которые, судя по всему, и историей-то просвещения Вятки мало интересуются?

Снова из беседы с Валентиной Ивановной Кощеевой:

Уходя из министерства, где была с вопросом о переносе нашего музея, сказала: если его перенесут, то мы станем преступниками перед всем образованием! Она, заместитель министра, смотрела на меня пустыми, равнодушными глазами, правда очень внимательно...

При подготовке материала я не раз слышал, насколько сотрудники музея и все, кто его создавал, собирал коллекцию, благодарны Анатолию Михайловичу Чурину, тогда - начальнику департамента образования Кировской области.

Ныне, как депутат областного Законодательного Собрания, он с болью рассуждает о судьбе своего детища:

Всякое разрушение традиций уже само по себе пагубно! Длительное время в этом здании находились различные образовательные учреждения - так было завещано человеком, подарившим его городу. Я уже говорил руководителям образования: зачем вы это делаете?! Разве можно переносить музей практически к черту на кулички, где никто, кроме педагогов, и не бывает? А здесь - студенты, школьники - всё по уму, по сердцу, с любовью сделано, аура особая! В министерстве удивительные люди: считают, что до них ничего не делали, что прежние руководители работали не во благо. Но это же неуважение к тем, кто работал до них. Даже Президент России после трагических событий в Керчи сказал, что мы молодежи ничего не можем предоставить достойного. У меня, знаете, в душе просто кипит и сердце кровью обливается… Разрушат старое, а потом что? Надо же подумать, что люди, работавшие в музее, всё делали для людей, для молодежи прежде всего! Душа кипит...

Справка «ВК»

Решение создать музей при областном центре детско-юношеского туризма и экскурсий «в целях изучения и пропаганды вклада учительства в развитие культуры и просвещения, активизации работы по воспитанию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения» было утверждено приказом областного управления народного образования от 19 ноября 1990 г. В течение 7 лет здесь проходило комплектование коллекции. Экспозиция началась с альбомов-эстафет по истории образования из районов области, с предметов, собранных учащимися в экспедициях по родному краю. Большую коллекцию - 150 единиц хранения - в дар музею передал краевед и писатель Александр Рева. Ему же принадлежит традиция - строить фондовые коллекции на бескорыстном даре.

Музей расположился в «доме со львами» - особняке конца ХVIII века, памятнике истории и архитектуры. В экспозиции первого зала - история вятской школы в досоветский период (первая хлыновская школа - славяно-латинская епископа Лаврентия Горки (1735), преобразованная в Вятскую духовную семинарию (1758); первое светское учебное заведение Вятки - главное народное училище (1786), на базе которого в 1811 году открыли Вятскую губернскую гимназию). Большой раздел посвящён истории женского образования на Вятке - гимназиям и епархиальным училищам.

Просветительская деятельность музея весьма широка. На его базе ежегодно проводятся региональный конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования», областная конференции «Интеллект будущего», городской краеведческий марафон, занятия областной очно-заочной историко-краеведческой школы. Многие учителя выбирают музей своей творческой лабораторией, подбирают здесь материалы для уроков, проводят классные часы, родительские собрания, педсоветы. Делегации работников просвещения из различных уголков области, регионов страны в ходе встреч остаются благодарны за представление учительского подвижничества, уважение и признание их труда.

Похоронен в родовом имении в селе Маково Михайловского р-на Рязанской области.

Биография

Окончил курс в Царскосельском лицее (1842). С 1848 г. состоял при Департаменте духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел и занимался составлением истории иностранных исповеданий. В 1853 г. назначен директором канцелярии Морского министерства и в этом звании принимал участие в составлении хозяйственного устава Морского министерства и нового положения об управлении Морским ведомством. В 1861 г. некоторое время управлял Департаментом народного просвещения, затем был назначен сенатором.

В 1865 назначен обер-прокурором Святейшего Синода, в 1866 - министром народного просвещения и занимал оба эти поста до апреля 1880, когда был назначен членом Государственного Совета.

В мае 1882 занял пост министра внутренних дел и шефа жандармов и оставался на этом посту до самой смерти.

В качестве министра народного просвещения граф Толстой провёл реформу среднего образования (1871), заключавшуюся, по свидетельству авторитетного историка А. А. Корнилова, во введении в учебные программы больших объемов математики вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях, причём только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие реальные гимназии преобразованы в реальные училища (1872). В разработку идеологии этой реформы важнейший вклад внес известный публицист и профессор Императорского Московского университета М. Н. Катков. Одной из целей реформы ставилось развитие у учащихся умения основательно мыслить и, таким образом, воспрепятствование распространению поверхностных радикальных взглядов. С аналогичными целями (чтобы исключить необходимость поездок студентов в европейские университеты и, тем самым, воспрепятствовать распространению «революционной заразы» из Европы) предпринимались серьёзные усилия по созданию и надлежащему оснащению исследовательских лабораторий в российских университетах. Роль этой реформы в формировании дореволюционной российской системы гимназического образования вообще и российской математической традиции в частности, - а также личная роль графа Толстого в её проведении - остаётся недооценённой по идеологическим причинам: репутация твёрдого консерватора, которую он имел у «прогрессивной общественности» ещё при жизни, тем более не могла способствовать объективной оценке его деятельности в исторических исследованиях советского периода.

При Толстом были открыты:

  • Историко-филологический институт в Санкт-Петербурге (1867)
  • Варшавский университет
  • Сельскохозяйственный институт в Новой Александрии (1869)
  • Московские высшие женские курсы (1872)
  • Русская филологическая семинария в Лейпциге для приготовления учителей древних языков (1875);
  • Нежинский лицей преобразован в Историко-филологический институт
  • Ярославский лицей - в Юридический лицей.
  • Томский университет (1878).

В 1872 году издано положение о городских училищах, в 1874 - положение о начальных училищах, для надзора за которыми были ещё в 1869 году учреждены должности инспекторов народных училищ.

В духовном ведомстве при графе Толстом произведено преобразование духовно-учебных заведений (1867-1869).

Как министр внутренних дел, Толстой был поборником «сильной» власти. Законодательные меры, проведённые и подготовленные при нём, были направлены к возвышению дворянства, к регламентации крестьянского быта и к преобразованию местного управления и самоуправления в смысле расширения влияния администрации. Изданы законы о крестьянских семейных разделах и о найме сельских рабочих, подготовлены положение о земских начальниках и новое земское положение. Свобода печати существенно ограничена временными правилами 1882 года.

С 1882 года граф Д. А. Толстой состоял также президентом Императорской Академии наук.

Он написал «Историю финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II» (СПб., 1848), «Le Catholicisme romain en Russie» (П., 1863-1864) и ряд статей по истории просвещения в России в «Журнале Министерства народного просвещения» и в «Русском архиве». По его инициативе предпринято издание «Материалов для истории Академии наук».

Адреса в Санкт-Петербурге

1882 - 25.04.1889 года - набережная реки Фонтанки, 16.

Семья

Жена: Софья Дмитриевна Бибикова, дочь Д. Г. Бибикова, министра внутренних дел (умерла в 1907 году).

  • Софья (1854-1917), была замужем за С. А. Толем, обер-егермейстером, членом Государственного Совета.
  • Глеб (1862-1904), служил земским начальником в Рязанской губернии.
 


Читайте:



Шверник николай михайлович - биография

Шверник николай михайлович - биография

Николай Шверник родился 7 мая 1888 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик вырос в многодетной рабочей семье. Окончил церковно-приходскую школу, а...

Попечительский совет рро впа мпа

Попечительский совет рро впа мпа

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА Лабунец Михаил Иванович - Герой Российской Федерации. С 1998 по 2004 года к омандующий войсками...

Быстрое приготовление оладий из куриной грудки: секреты мастерства

Быстрое приготовление оладий из куриной грудки: секреты мастерства

Румяные оладьи из куриной грудки с сыром и зеленью – питательное, вкусное, быстрое в приготовлении блюдо, которое придется по вкусу всей семье и не...

Вкусные заправки для салатов: с уксусом, с горчицей, вместо майонеза, с орехами

Вкусные заправки для салатов: с уксусом, с горчицей, вместо майонеза, с орехами

Горчичные, чесночные, цитрусовые, йогуртовые, имбирные и даже ягодные заправки для тех, кому надоели масло и майонез. Эти заправки универсальны....

feed-image RSS