Главная - Сварочные
Картотека заданий для автоматизации звуков. Автоматизация звука. Артикуляционные упражнения Автоматизация звука Р в словах и предложениях

Автоматизация звука З

Автоматизация звука З в слогах

А)Автоматизация звука [З] в открытом слоге

Открытыми называются слоги типа "согласный+гласный".
Произносить (читать) слоги.
за - зо - зу
зы - зэ - за
зо - зу - за
зу - зы - за
зу - зо - за
зэ - зы - зо

Б) в слогах (аза, азо, азу, азы) и слоговых рядах:

Аза-аза-аза аза-азо-азу-азы
азо-азо-азо азо-азу-азо-азы
азу-азу-азу азы-аза-азо-азу
азы-азы-азы азу-азо-аза-азы
азэ-эзу-уза азы-ызо-узы-азу

В)в слогах со стечениями (зла, кза, дза, бза, гза) и слоговых рядах:

Кза-кзо-кзу-кзы
дза-дзо-дзу-дзы
бза-бзо-бзу-бзы
гза-гзо-гзу-гзы

Автоматизация звука З в словах

1 Автоматизация звука [з] в прямых слогах. Повтори слова, четко проговаривая звук [з].

Забава загар зарево запах зоолог
забияка закат заря зов зоопарк
забор закладка заряд зодчий зоренька
завиток зал затея зола зубр
завод замок защелка золото
завтрак заноза заяц зона
загадка запас зоб зонтик

2 Автоматизация звука [з] в интервокальной позиции. Повтори слова,четко проговаривая звук [з].

Арбузы ваза коза музыка узор
база газон козырек позор фазан
базар глаза лазурь польза язык
береза горизонт лозунг разум
блуза гроза морозы роза

3 Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных. Повтори слова, четко проговаривая звук [з].

Азбука езда здание знамя избыток
брызги звание здоровье знание название
воздух звон злак значок призвание
героизм звонарь знак зной разворот
гнездо звук знакомство изба

Автоматизация звука З в словосочетаниях

Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [з].

Бронзовый загар зажать в руке лизать сметану
восточный базар закладка Лизы новый зонтик
горячая зола закрытая зона ночной дозор
длинная зацепка залить огонь признаки грозы
желтое золото занять деньги резкий запах
заболеть корью звуки мазурки ржавый замок
заброшенный зоосад знакомая музыка светлая береза
забытая база золотая казна сложная загадка
загнанный в угол золотить купол старый завет
задать вопрос зоркие глаза холодная закуска

Автоматизация звука З в предложениях

Повтори предложения, четко проговаривая звук [з].

В зале заиграла мазурка.
Золотистая запонка закатилась под кровать.
В квартире раздался звонок.
На цветке сидела стрекоза.
В кузове машины везли арбузы.
Зоя помазала порез мазью.
Где-то за деревней затихала гроза.
Лиза звонко запела веселую песню.
Призвание Зои - музыка.
Мама поставила в вазу незабудки.
За зубами нужен уход.
Мы изучаем азбуку.
Занятия спортом укрепляют здоровье.
На вокзал поезд придет без опоздания.
На столе в вазе стояли розы.
Захар повел на прогулку Трезора.
Злата правильно расставила знаки препинания.
Он не знал, как называется фильм.
Она сдает экзамен по музыке завтра.
Зоя купила в магазине зонтик.
С неба упала золотая звездочка.

Измени по образцу. Измени каждое предложение, как это указано в образце. Следи за произношением звука [з].

Образец: Я занимаюсь музыкой. Я разбил(а) вазу.
Ты занимаешься музыкой. Я забил(а) гвоздь
Он(а) занимается музыкой. Я записываю задание.
Мы занимаемся музыкой. Я позвонил(а) Зое.
Вы занимаетесь музыкой.
Они занимаются музыкой.

Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука [з].

Зайчик замерз.
Зайчик замерз зимой.
Зайчик замерз зимой в заповеднике.
Зайчик замерз зимой в заснеженном заповеднике.

Заиграла музыка.
Заиграла звонкая музыка.
В зале заиграла звонкая музыка.
В зале заиграла звонкая музыка и все затанцевали.

Помазала порез.
Зоя помазала порез.
Зоя помазала порез мазью.
Зоя помазала порез мазью и завязала бинтом.

Автоматизация звука З в чистоговорках

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

За-за-за - начинается гроза.

Зу-зу-зу - ручеёк течёт внизу.

Зо - зо -зон - в зоопарке есть бизон.

Зы - зы - зы- вымыли тазы.

Здесь привязана коза,
зы-зы-зы, зы-зы-зы
Мало травки у козы,
зу-зу-зу, зу-зу-зу
Отвязали мы козу.
за-за-за, за-за-за
Залезает в сад коза,
зу-зу-зу, зу-зу-зу
Привязали мы козу,
за-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза...
(Начинай сначала!)

Автоматизация звука З в пословицах

Ум за разум - денег не надо.
Много званных, но мало избранных.
Не тогда дугу загибают, когда запрягают.
Звал волк козу на обед, да коза не идет.
Легко сказать, нелегко доказать.
Сказал, как узлом завязал.
Знайка с полуслова все понимает, а незнайка на все рот разевает.
Одной рукой узла не завязать.

Автоматизация звука З в стихах

*****
«З-з-з» - сердилась вновь пчела -
«Я сегодня очень зла.
Кто-то в улей мой залез,
И весь мёд мой вдруг исчез.

*****
Из кузова в кузов
Шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов
Развалился кузов.

*****
Замок закрыт на замок.
У входа в замок - звонок.
Столетняя пыль на звонке -
Замок сто лет на замке.

*****
Из загона три газели
На густой газон глазели:
- Вот бы сигануть с разгона
Через изгородь загона.

*****
Лезут козы
В грозу в лозу -
Лозу козы
В грозу грызут.

***
То одна зима идёт, то другая,
И метели за окном завывают.
Только в клетках говорят попугаи,
А в лесу они язык забывают.

***
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
С.Маршак.

***
Не забуду незабудку,
Эти синие глаза.
Нам название напомнит,
что её забыть нельзя.

***
Мы заходим на вокзал,
и в большой заходим зал.
Быть в таком большущем зале
Можно только на вокзале.

***
Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.

Считалка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы слова считать.
Зайка, зонтик, змей, корзина,
ваза, воздух и резина,
зубы, козлик и тазы,
зоопарк, завод, возы.
Посчитай-ка не ленись,
да смотри не ошибись.

Звездолёт
Зажглась зелёная звезда...
Запустят звездолёт туда.
Е. Благинина.

Затея
Вот весёлая затея -
запускать на нитке змея.
Змей летит выше берёз!
Ветер змея не жалея
прямо к солнышку понёс.
И. Демьянов.

***
Зайка, заинька косой,
что ж ты бегаешь босой?
Подожди меня в лесу -
я ботинки принесу.
И. Кузьмин.

Завтра
- Какое ты, Завтра? Дай мне ответ.
- Пока не имею особых примет,
но отвечу без запинки:
Если день начнёшь с разминки,
с бега и зарядки,
буду я в порядке.
А пока я вот какое:
Не смешное, не плохое,
потому что тайны «Завтра»
все узнают только завтра!
Е. Григорьев.

Не будь козой
Идёт коза... Растёт лоза,
густой листвой одета.
Глядит коза во все глаза:
- Не для меня ли это?
Спешит коза - трещит лоза.
Козе и горя мало.
Закрыв глаза, грызёт коза -
всю красоту сжевала.
Когда, малыш, ты в сад бежишь,
обрызганный росою,
не рви цветов, не гни кустов!
Не надо быть козою!
П. Воронько.

Над заводью зелёной
Как над заводью зелёной поднялась звезда.
Пил из заводи лосёнок, - вкусная вода!
И река весной звенела только для него,
и звезда не пожалела света своего.
И была лосиха рада, стоя под сосной.
Вольно веяло прохладой с заводи речной.
А. Прокофьев.

***
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
Кто я – заяц или нет?»
А. Шибаев.

Автоматизация звука З в текстах

Татьяна Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»

Тема : Автоматизация .

Цели : Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях .

Задачи : 1. Коррекционно-обучающие :

Закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях ;

Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие фонематического представления звукобуквенного анализа и синтеза .

3. Коррекционно-воспитательные :

Вызвать интерес к занятиям ;

Воспитывать усидчивость.

Оборудование : игрушка Заяц, предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на треугольниках, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятия к нам придёт гость , угадай, кто это будет.

Длинноухий трусишка Залез в огород, Увидел морковку, Хвать быстро – и в рот. (Заяц)

Правильно, это Зайчик, он хочет посмотреть, что интересного будет сегодня на занятии и ещё ему потребуется твоя помощь.

2. Артикуляционная гимнастика.

Давай покажем Зайчику, что умеет делать наш язычок :

1.«Улыбочка» 2.«Лягушка» 3. «Прятки» 4. «Почистим зубки» 5. Кошка сердится» 6. «Загоним мяч в ворота»

3. Произношение звука З . Характеристика звука .

Зайчик жалуется, что у него кто-то над ухом летает и поёт. Да это же просто комарик мимо пролетал, давай споём его песенку вместе :

З-З-З-З-З….

В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук З ? – А где у нас язычок? Зубки? – Что с горлышком? -- Значит какой звук З ?

4. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза .

Вот и Зайчику звук З нравится , потому что с этого звука начинается его имя . А теперь давай определим место звука в других словах :

Зоя, звук , базар, запах, узор, воздух, закат, гнездо, газон, золушка.

5. Автоматизация в словах .

Давай покажем Зайчику, сколько слов мы знаем со звуком З . Повторяй за мной :

Зал – замок - завод

Ваза – база – фаза

Коза – лоза – пауза

Глаза – гроза – егоза

Заноза – мимоза – берёза.

6. Различение единственного и множественного числа существительных. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) .

-А сейчас немного поиграем : я буду называть один предмет , а ты отвечаешь как будет много предметов :

Ваза-- вазы

Замок-- …

Загадка-- …

-И наоборот : Зубы-зуб

Гнезда-- …

Заколки-- …

7. Развитие слухового внимания. Игра «Построй дом» .

Оказывается, Зайчик к нам пришел не просто так, он просит помочь построить для него дом, потому что наступают холода. Но для дома надо выбрать только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук З . (ведро, жираф, изба, кукуруза, стул, коза, зонт, кубик, шапка, забор.)

8. Произношение звука З в предложениях .

Наш Зайчик очень любит чистоговорки и скороговорки :

Зу-зу-зу, Зайку моем мы в тазу.

За-за-за, закрывай скорей глаза.

Зэ-зэ-зэ, Зайка нам испек безе.

Заяц в поле зерна ел,

Зуб у зайца заболел.

Зайчику пора домой, он благодарит тебя за помощь и за интересное занятие .

Какой звук он помогал произносить?

Какой это звук ?

Ты сегодня была молодец!

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость - Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте» Тема: Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте. Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных упражнений.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: - закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; - автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать представления.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [з]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [з] .

1.«Улыбочка» .

Растянуть губы в улыбке. Удерживать под счет до 10.

2. «Блинчик» .

Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

3.«Киска сердится» .

Улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, затем опустить кончик языка за нижние зубы, выгнуть язык вверх, двигать средней частью языка вперед- назад (киска выгибает спинку) . Следить, чтобы кончик языка был прижат к основанию нижних зубов и не отрывался от них.

4. «Загони мяч в ворота» .

вытянуть губы "трубочкой" и с силой подуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

Правильная артикуляция звука [з] .

Губы в улыбке, зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Широкий кончик языка находится за нижними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам.

Произносить отрывисто и энергично звук [з] [з] [з]…

Произносить долго, протяжно [ззз]…

Характеристика звука [з] : согл., звонкий, твердый.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [з] .

З, ж, з, з, р, ж, с, з, о, з, ж, с, ж, р, ш, ж, с, л, з, р, ж,з…

Игра «Начни словечко» .

Ребенок произносит только первый звук [з] . Взрослый договаривает слово.

З. абор, з. амок, з. авод, з. мейка, з. аяц, з. убы, з. онт, з. везда. …

Игра «Повтори за мной» .

звука [з] ) .

А) за- за- за, зо- зо- зо, зу- зу- зу, зы- зы- зы.

Б) за- зо, зу- за, зо- зы, зо- зу, за- зы, зу- за, зо- зы, зы- за, зу- зо, зы- зо, за- зу, зо- за.

В) за- за- зо. за- зо- за.

зо- зу- зо. зо- зо- зу.

зу- за- за. зу- за- зу.

зо- за- за. за- за- зо.

зу- зо- зу. за- зо- зо.

за- зу- зу.

Г) за- зо- зу. зу- за- зы.

зо- зу- за. зу- зо- за.

зу- за- зо.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит только взрослый.

Вот стоит коза- за- за- за.

Я зову козу- зу- зу- зу.

Привязана коза- за- за- за.

Слезы у козы- зы- зы- зы.

Отвязали мы козу- зу- зу- зу.

Скачет весело коза- за- за- за.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [з] ) .

А) аз- аз- аз. Ыз- ыз- ыз.

Из- из- из. Яз- яз- яз.

Оз- оз- оз. Из- из- из.

Уз- уз- уз.

Б) аз- оз. Яз- ыз.

Аз- из. Уз- ыз.

Аз- уз. Уз- яз.

Аз- яз. Уз- из.

Аз- ыз. Из- ыз.

Оз- уз. Из- яз.

Оз- из. Из- уз.

Оз- яз. Из- оз.

В) аз- аз- оз. Ыз- ыз- оз.

Оз- аз- оз. Яз- уз- уз.

Из- уз- из. Из- из- аз.

Уз- из- из.

Г) аз- из- оз. Уз- аз- оз.

Оз- из- аз. Аз- уз- оз.

Из- аз- оз. Оз- уз- аз.

Оз- аз- из. Аз- оз- из.

Игра «Повтори за мной» .

(следить за правильным произношением звука [з] ) .

Замок, ваза, коза, фазан, зонт, зубы, запад, запах, завод, заяц, забава, золото, загадка, мимоза, музыка, медуза, незабудки, газон, язык, зал, завод, розы, арбузы, гроза, забор, глаза, блуза, газон, незабудки, мозайка, базар, загадка, запеканка, закон.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [з] ) .

Знак, звон, звук , здание, звонок, изба, узнать, гнездо, сквозняк, мороз, азбука, вокзал, узор, взгляд, воздух, знакомый, злой, поезда, звонкий, зверь, звонить, мозги, белизна, узлы.

Игра «Назовилаского» .

звезда- звездочка,

Словосочетания.

Поезд опаздывает.

Зоя забияка.

Знание языка.

Знакомая музыка.

Поздний звонок.

Заголовок в газете.

Заводная коза.

Завязать узлом.

Загадать загадку.

Розовая роза.

Золотой закат.

Захар заснул.

Зойкин зонтик.

Музыкальный зал.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой воздух, моя коза…

брызги, грызун, азбука, мороз, газон, гнездо.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

За- за- за- здесь привязана коза.

Зы- зы- зы- мало травки у козы.

Зу- зу- зу- отвязали мы козу.

За- за- за- залезла в сад коза.

Игра «Исправь ошибки» .

Ваза моет Лизу.

Замок забыл закрыть Зою.

Арбузы купили Зою.

Предложения.

Козы грызут кору березы.

В зале затихла музыка.

Звенит звонкий звонок.

Здоров как зубр.

Захар забыл зонт у Лизы.

Дед Мороз загадал загадку.

Зима не без морозов.

В зоопарк привезли зубра.

Поезда идут без опоздания.

На переезде мы заметили знакомый знак.

Глаза разбегаются от разнообразных изделий.

Коза привязана к забору.

К завтраку были зразы.

1.-Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят.

2. Зажглась зеленая звезда.

Запустят звездолет туда.

Скороговорки.

1. У Зои- мазайка,

У Лизы- Незнайка.

2. У зайки Бубы заболели зубы.

3. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Послушай рассказ, перескажи, как запомнил.

У козы Забавы козлята. Забава с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга. Зоя заботится о козлятах. Козлята узнают Зою и бегут к ней через газон.

Публикации по теме:

Артикуляционные упражнения. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА 1. "Мячик". Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л]» ЦЕЛЬ: Закрепить навык правильного произношения звука “Л” в словах и предложениях; активизировать словарь (по теме «Животные» названия животных,.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Задания клоуна Капитошки» Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Л в слогах, словах и предложениях на тему «Задания клоуна Капитошки» Цель: Автоматизация.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах и словах ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах» ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Р] в слогах и словах. ЗАДАЧИ: Образовательные:.

Конспект подгруппового логопедического занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи в первом классе по теме:

«Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях»
(конспект урока)

Технологии:

  • Информационно-коммуникативная
  • Игровая
  • Здоровье сберегающая технология

Тема:

Цель :

  • Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить правильно, произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях;
  • развитие фонематического анализа, синтеза;
  • обогащение и активизация словаря;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • развивать зрительное внимание и память;
  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику, координировать речь с движением;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа;

Коррекционно-воспитательные:

  • развивать навыки взаимодействия;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим.
  • воспитывать желание помочь другому.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом возрастной нормы;
  • соблюдать правильную осанку ребенка;
  • следить за правильным освещением рабочего места;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

  • карточки, сюжетные картинки, предметные картинки, зеркала, сигнальные карточки, компьютерные программы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сели ровно, руки положили на стол перед собой. Смотрим все на меня.

Развитие мелкой моторики.

Координировать речь с движением. Упражнения выполняются с использованием компьютера.

Массаж лица.

Водичка, водичка, умой меня.
Чтобы глазки блестели.
Чтобы щечки розовели.
Чтоб кусался зубок.
Чтоб смеялся роток.

Работа над дыханием «Задуй свечу».

(С использованием компьютера)

II. Раскрытие темы.

Послушайте загадки.

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем таких, как я,
Будет целая семья!
(Зерно)

Хоть сама — и снег, и лед,
А уходит — слезы льет. (Зима)
Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт)

Летом серый, зимой белый.
(Заяц)

Какой один и тот же звук слышится в этих отгадках?

Дети отвечают — (Звук 3).

Сегодня на занятии мы будем продолжать изучать звук (3), учиться правильно произносить его в слогах, словах, предложениях.

III. Повторение артикуляции звука (3).

Профиль. Характеристика звука [з].

Вспомните, как работают губы (зубы, язык) при произношении звука [з]?

Ответы детей.

IV. Произнесение звука [з].

Вызываю детей с недостаточно четкой артикуляцией.

Как поют комарики? (3-3-3 …)

Что мы слышим, когда муха попадает в паутину? (3-3-3-…)

V. Артикуляционная гимнастика.

Вместе с ребенком перед зеркалом выполняю задания:

1. открыть рот, подержать открытым и закрыть;

2. улыбка;

3. трубочка;

4. улыбка — трубочка;

5. сделать язык широким;

6. язык широкий — язык узкий;

7. язык «чашечкой»;

9. присосать язык к небу.

Мимическая гимнастика (с использованием компьютера).

Дети выполняют мимические упражнения с использованием компьютера.

VI. Слоговые упражнения.

(слоги произношу с экраном)

за-зо,
зо-зу,
зу-за,
зы-за
за-зо-зу-зы
зва-зма-зла
зву-зну-зны
зму-зва-зну
зны-змо-зво
зда-зма-зна

Какой слог ударный?

за-за-за
зо-зо-зо
зы-зы-зы.

«Веселая неделька» гимнастика для глаз.

Понедельник.

Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

VII. Развитие фонематического анализа, синтеза.

1. На столе лежат картинки.

Нужно выбрать и назвать только те, в названии которых есть звук [з]

(картинки: вода, тазы, санки, коза, волки, зубы, диван, журнал, кожа, петух, замок, жук, звонок).

2. — Я буду произносить слова.

Если вы услышите звук [з], поднимите сигнальную ккарточку (слова произносятся с экраном): ваза, забор, коза, гнездо, береза, лиса, жаба, коса, стол, глаза, зонт, стул, стол.

3. Игра «Живые звуки».

Сейчас мы поиграем в игру. Я назову вам слово: алмаз. Какой первый звук в этом слове (второй, третий, четвертый, пятый)?

Назовите гласные звуки, согласные звуки. Оля, ты будешь звук [а], Саша — звук [л], Дима — звук [м], Катя — звук [а], Лена — звук [з].

- «Звуки», встаньте так, чтобы получить слово алмаз. (Аналогично слово «забор»).

4. Выбери картинки в названии которых звук [ з ] находится вначале слова; середине; конце.

(зонт, тазы, козы, глаза, таз, заяц).

5. Анализ и составление схемы слова «азбука». (с детьми анализируется слово и записывается его схема на доске. Гласные звуки зарисовываются розовыми мелками). Подобрать схему к слову «забор», «таз».

Физкультминутка.

(Текст стихотворения сопровождается движениями детей).

Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание),
Прыгать и скакать (10 прыжков).

VIII. Составление предложений по картинкам.

  • У козы маленькие козлята.
  • На калитке замок.
  • Лиза покупает вазу.
  • Зоя завязывает ленту.

За-за-за – зеленые глаза.
Зы-зы-зы – не боюсь грозы.
Зу-зу-зу – прогони козу.

Дополнить предложения (предлагаю картинки).

  • На лугу Зина пасла (козу).
  • Когда идет дождь нужен (зонт).
  • Каждый день нужно чистить (зубы).

IX. Подведение итогов, организованное окончание урока.

Какой звук мы изучали на уроке?

Что мы сегодня делали на уроке?

Урок окончен. Сегодня хорошо работали все дети.

X. Задание на дом.

Выучить наизусть стихотворение «Земляничка» Л. Фадеев

Земляничка
Возле пня
Всем сказала:
- Нет меня! -
Оглянулась
И потом
Притаилась под листом.
Солнца луч её нашёл,
Закричал:
- Нехорошо!-
Обманула!
Ай — ай — ай!
Земляничка,
Вылезай!
Покраснела ягода
И сказала:
- Ябеда….

Литература:

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989
  2. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959
  3. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики — развиваем речь! — СПб, Издательский дом «Литера». 2011г.
  4. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. -М.: Издательство ГНОМ. 2014 г.
  5. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: «Детство-Пресс». 2001г.

Андреева Светлана Васильевна,
учитель-логопед
Муниципального казенного учреждения
«Центр развития образования»
муниципального образования
Белореченский район МКУ ЦРО,
Город Белореченск

Изолированное произношение звука [З]

Упражнение «Комарик»

Комарик звенит: «З - з - з …».

Автоматизация звука [з] в прямых слогах

Упражнение «Здравствуй, пальчик».

Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит сначала одинаковые, затем различные слоги:

ЗА - ЗА - ЗА - ЗА

ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ

ЗО - ЗО - ЗО - ЗО

ЗУ - ЗУ - ЗУ - ЗУ

ЗА - ЗЫ - ЗО - ЗУ

ЗО - ЗУ - ЗА - ЗЫ

ЗУ - ЗО - ЗЫ - ЗА и т.д.

Автоматизация звука [з] в словах с прямым слогом (начало слова):

Забава, забияка, забор, завиток, завод, завтрак, загадка, загар, закат, закладка, зал, замок, заноза, запас, зарево, заря, затея, защелка, заяц, зоб, запах, зов, зодчий, зола, золото, зона, зонтик, зоопарк, зоренька, зубы.

Автоматизация звука [з] в обратных слогах

АЗ - ОЗ - УЗ - ИЗ

ЕЗ - ЁЗ - ЮЗ - ЯЗ

Автоматизация звука [з] в интервокальных слогах

АЗА - АЗО - АЗУ - АЗЫ

УЗА - УЗО - УЗУ - УЗЫ

ОЗА - ОЗО - ОЗУ - ОЗЫ

ИЗА - ИЗО - ИЗУ - ИЗЫ

Автоматизация звука [з] в в интервокальной позиции:

Арбузы, база, базар, берёза, блуза, ваза, газон, глаза, горизонт, гроза, коза, козырёк, лазурь, лозунг, морозы, музыка, позор, польза, разум, роза, узор, фазан, язык.

Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных

ЗНА - ЗНО - ЗНУ - ЗНЫ

ЗМА - ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ

ЗВА - ЗВО - ЗВУ - ЗВЫ

ЗДА - ЗДО - ЗДУ - ЗДЫ

ЗЛА - ЗЛО - ЗЛУ - ЗЛЫ

Автоматизация звука [з] в словах со стечением согласных:

Азбука, брызги, воздух, героизм, гнездо, езда, звание, звон, звонарь, звук, здание, здоровье, злак, знак, знакомство, знамя, знание, значок, зной, изба, избыток, название, призвание, разворот.

Автоматизация звука [з] в словосочетаниях:

Золотой значок, забытая база, звуки музыки, знакомая музыка, зоркие глаза, лизать сметану, новый зонтик, ночной дозор, полезная кукуруза, загадочный замок, заводной зайка, знакомая ваза, забавный зайка, забытая забава, золотые зубы.

Автоматизация звука [з] в предложении:

У Лизы мимоза.

У Зои замок.

Лиза моет вазу в тазу.

Зоя заболела.

На заводе загудел гудок.

Зоя забыла закрыть замок.

В зале звучит музыка.

В квартире раздался звонок.

В кузове машины везли арбузы.

Зоя купила в магазине зонтик.

Золотая запонка закатилась под диван.

Зоя помазала порез мазью.

Лиза звонко запела веселую песню.

Мама поставила в вазу незабудки.

Мы изучаем азбуку.

На вокзал поезд придет без опоздания.

На столе в вазе стояли розы.

С неба упала золотая звездочка.

Автоматизация звука [з] в чистоговорках:

ЗА - ЗА - ЗА - вот идет коза.

ЗА - ЗА - ЗА - отказали тормоза.

ЗА - ЗА - ЗА - улетела стрекоза.
ЗУ - ЗУ - ЗУ - мы поймали стрекозу.

ЗУ - ЗУ - ЗУ - везу козу на возу.

ЗЫ -ЗЫ - ЗЫ - утащили мы тазы.

ЗО - ЗО - ЗО - нам с тобой повезло.

ЗУ - ЗУ - ЗУ - розу я тебе везу.

ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - давно не было грозы.

ЗОЙ - ЗОЙ - ЗОЙ - козлята идут с козой.

Автоматизация звука [з] в скороговорках:

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Соня - незнайка, а Зина - зазнайка.

Не забудет тётя Зоя загадать загадку Зое.

Замок закрыт на замок.

У входа в замок - звонок.

Столетняя пыль на звонке -

Замок сто лет на замке.

Автоматизация звука [з] в стихах:

«Новый год»

К нам зайдет Новый год,

Засверкают глаза.

«Незабудки»

Не забудут Зина с Людой

Синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу

На окне поставят в вазу.

Не забуду незабудку,

Эти синие глаза.

Вам название напомнит,

Что её забыть нельзя.

«Завтра, - думал я вчера, -

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

Да смотри не ошибись.

Автоматизация звука [з] в текстах

ЗВОНОК

Звенит звонкий звонок. Он зовёт Зою на занятие. У Зои азбука. Она знает много букв.

ЗАБОТЛИВАЯ ХОЗЯЙКА

У Зои в загоне коза. Зовут козу Егоза. Зоя заботится о козе. У козы всегда в тазу вода. В знойный день Зоя пасёт козу под зонтом.

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. - «Какие забавные звёзды!» — смеялись Лиза и Зоя. — «Так далеко от земли, а нас видят!»

ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА

На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — ска-зал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справить-ся с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца. Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами... С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.

 


Читайте:



Порча на здоровье: признаки, последствия и как её снять

Порча на здоровье: признаки, последствия и как её снять

Сильная порча на болезнь способна уничтожить не только здоровье человека, но и разрушить всю его жизнь. После того как жертва определит сглаз, ей...

Есхн – единый сельскохозяйственный налог: ключевые моменты

Есхн – единый сельскохозяйственный налог: ключевые моменты

В качестве одной из мер по поддержке организаций и предпринимателей сельскохозяйственной отрасли, которые занимаются производством продукции из...

Свет, мираж, северное сияние, радуга

Свет, мираж, северное сияние, радуга

ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ ВОДЫ В ВОЗДУХ Опущенная в воду палочка, ложечка в стакане чая вследствие преломления света на поверхности воды...

Игра света. Сила воображения. Невероятные световые явления Общее значение свет оптика спектр преломление радуга

Игра света. Сила воображения. Невероятные световые явления Общее значение свет оптика спектр преломление радуга

ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ ВОДЫ В ВОЗДУХ Опущенная в воду палочка, ложечка в стакане чая вследствие преломления света на поверхности воды...

feed-image RSS