Главная - Фундамент
Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний. Человек как духовное существо Эссе человек как духовное существо
  • Чем духовный человек отличается от бездуховного?
  • Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?
  • Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?

Человек, взрослея, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект такого строительства - духовный мир человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Итак, духовность , согласно современным философским взглядам,- это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Нет двух людей с абсолютно одинаковой судьбой, одинаковым духовным миром. Каждый человек индивидуален и неповторим. Но означает ли это, что каждый человек «сам по себе» и его ничто не объединяет с другими? Разумеется, нет. Людей объединяет многое: родина, язык, положение в обществе, возраст. Но зачастую то, что объединяет, одновременно и разъединяет: люди различаются и по языку, на котором говорят, и по возрасту, и по своему социальному положению. Духовный мир также весьма разнообразен: у разных людей - разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследования духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение.

У р о к 7

Человек как духовное существо
(продолжение)

Цель: сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека.

Тип урока : изучение нового материала.

Х о д у р о к а

I. Работа по теме урока.

Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении, и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

5) способность к различным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.

– Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры.

Современная цивилизация выработала общечеловеческие ценности, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов, обеспечивают полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.

Мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы.

Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают нам старшие. В семье ребенок учится ходить, говорить, понимать окружающий его мир, пытается разобраться в добре и зле, усваивает простейшие правила поведения.

– Существует ли конфликт поколений? В чем его причина? Можно ли его преодолеть?

Молодежи следует понимать и уважать находящихся рядом, помня о том, что старая мудрость направляет юную бодрость, а юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Не следует полностью отказываться от опыта предков, забывать древние традиции и обычаи, смеяться над прежними представлениями. Только тот народ способен сохранить себя и быть счастливым, который чтит свою историю, берет из нее все самое лучшее и извлекает уроки из прошлых ошибок.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Р а б о т а в г р у п п а х.

З а д а н и е:

1-я группа – с. 45, № 5 (вопросы для самопроверки);

2-я группа – с. 45, № 6 (вопросы для самопроверки);

3-я группа – с. 45, № 7 (вопросы для самопроверки);

4-я группа – с. 45, № 8 (вопросы для самопроверки).

II. Закрепление изученного.

З а д а н и е. Изучив с. 40–44, выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей.

Домашнее задание: § 4.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»

Выполнила:

ученица класса М-10-2

Егорова Мария Сергеевна

Чебоксары, 2016

Человек как духовное существо

Помня слова известного писателя-публициста В. А. Сухомлинского, о том, что человек рождается не для того, чтобы бес­следно исчезнуть никому неизвестной пылин­кой, а для того, чтобы оста­вить о себе след вечный, многие люди стремятся осознать свое место в общественных отношениях и намечают свои направления развития и самовоспитания. Этот процесс в философии называют «человеческим самостроительством». Объектом такого строительства является духовный мир человека.

Мир человека многогранен и определяет его внутреннюю, духовную жизнь, которая включает сознания, веру, чувства, стремления, мечты. В научном понимании духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижения разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Вообще духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности: добро, истина, красота….

Человек живя в социуме не может не подчиняться определенным правилам, важнейшими из них являются нормы и морали. Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей. Моральные установки личности исследовались многими великими философами. Например, немецкий мыслитель И. Кант. так сформулировал категорический императив морали: не делай другому того, чего себе не желаешь, т.е. он утверждает личную ответственность за совершенные деяния.

Также духовный мир личности включает в себя ценности и идеалы. Идеал – это совершенство, высшая цель стремления человека, представление о высших моральных требованиях. Ценности – это то, что наиболее дорого и свято человеку. На основе этих ценностей строятся человеческие отношения, определяются приоритеты и появляются цели деятельности. Я считаю, что к числу самых важных ценностных ориентиров можно отнести патриотизм. Этим понятием обозначаются отношения человека к своему государству и народу и любовь к своему Отечеству.

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента его рождения. Так некоторые французские философы полагали, что человек по своей природе добр и искренен. А представители восточной философии считали наоборот, что человек по своей природе является носителем зла. Однако, со временем философы все-таки пришли к единому мнению, что моральные начала не заложены в человека с рождения, а формируются в семье, на том примере, который находится у них перед глазами, в процессе общения с другими людьми, в процессе воспитания и обучения, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Самовоспитание представляет собой самоконтроль, высокие требования к самому себе и во всех видах деятельности.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Появление человека

Научное исследование происхождения человека (Дарвин, Энгельс); 20в. - концепция биосоциальной природы человека

Сегодня исследование антропогенеза идет по трем направлениям:

связь с геологическими процессами, сопоставление этапов эволюции человека с этапами эволюции земной коры(восстановление недостающих звеньев эволюции до современнного вида)

биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков в соответствии с появлением у них отл. признаков(прямохождения, использование рук как рук, развитие речи и мышления и т. д.)

Уточнение общей теории антропогенеза как сложного процесса взаимодействия биологических и социальных факторов.

Начало становления

рамапитек (14-20 млн лет назад) - саванна, орудия

австралопитеки (5-8 млн лет назад) - подобранные и отчасти подработанные орудия

человек умелый (Homo habilis)(2 млн лет назад)

человек прямоходящий (Homo erectus)(1-1.3 млн лет назад) - орудия охоты, огонь, мб речь

человек разумный (Homo sapiens)(150-200 тыс лет назад)
на стадии корманьонца (40-50 тыс лет назад) - приближен к современным людям по физ. облику, интеллекту.
Мог : организовать коллект. деятельность, строить жилища, делать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, имел интерес к прекрасному, чувство сострадания и т. д.

В общем теории антропогенеза 20в. выделяла труд как ведущий фактор становления человека и человеческого общества. Но потом пошли изменения, добавили к труду:

развитие речи

сознания

формирование нравственных представлений

Только все вместе обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.

Цель и смысл жизни человека

Отличительная особенность человека - стремление к философскому осмыслению жизни . Поиск смысла жизни - занятие чисто человеческое.

Субъективная сторона : Зачем, собственно, живет человек? - не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально.

Объективная сторона (не зависящая от человека) - осознание единства человека и человечества со всем живым на планете - имеет огромное мировоззренческое значение.

В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла жизни:

Смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека.

Смысл жизни связан с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.

Позиции некоторых философов

Аристотель . Смысл жизни - счастье.

Эпоха Возрождения . Смысл жизни в самом человеческом существовании.

Классическая немецкая философии(Кант и Гегель ) - связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.

Фромм (20в.) - есть два вида людей. Одним нужно брать, иметь. Другим - творить, любить, отдавать, жертвовать собой.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Вместе с тем индивид имеет имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного существования в социальном отношении . Сколько существует род человеческий - столько и существует личность.

Науки о человеке

рассматривают его в четырех измерениях:

Биологическое . Биология, генетика.

Психическое. Психология

Социальное. Социальная психология, социология, мифология, религия, философия, право, политика, мистика, культурология.

Космическое . Мифология, религия, астрология, философия.


Человек как духовное существо

Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума. Ч, у которого высока развита духовная жизнь, обладает важным личностным качеством - духовностью(стремление к высоте идеалов). Ч, у которго духовная жизнь мало развита бездуховен. Итак, духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности Ч становятся высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей(истина) создает ценностные ориентации.

Ч, являясь существом общественным подчиняется определенным правилам, это необходимое условие выживания человеческого рода. Установленнные нормы и правила призваны защитить интересы и достоинства каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общ и личн интересов. Нормы и правила морали формируются естественно и извлекаются из массовой житейской практики.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них-Кант. Он сформуриловал категорический императив морали - это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей. Категорический императив и «золотое правило» утверждают личную ответственность Ч за совершенные им деяния. Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории.

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в Ч. Ценности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного Ч, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение Ч к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации Ч, неразрывно связанную с категорией морали. Моральные категории носят парносоотносительный характер, например добро и зло.

Также одно из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль. Без совести нет нравственности. К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозночается ценностное отношение Ч к своему отечеству. С патриотическими ориентирами Ч связаны и качества гражданственности(и чувство любви к родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, осознание себя как полноправного гражданина).

Моральные начала не заложены в Ч от рождения, некоторые из них он должен выработать в себе самостоятельно. Самовоспитание в сфере нравственности - самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по все видам деятельности.

Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, Ч, находящее выражение в системе ценностей и идиалов личночти, соц группы, общества. Разделяют различные классификации типов мировоззрения:

одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм)

природе (природоцентризм)

Ч (антропоцентризм)

Но более всего распространена следущая классификация типов мировоззрения.

обыденное (возникает в жизни Ч в процессе его деятельности)

религиозное (мировоззрение, основой которого являются религиозные учения)

научное (научная картина мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принятые взаимоотношения Ч со средой обитания)

Мировоззрение дает Ч ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций Ч получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание Ч мира, добра и зла, красоты и безобразия.

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ
УРОК

ТЕМА «Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека»

ЦЕЛЬ 1. Дидактическая: создать условия для осознания к осмыслению

цель блока новой учебной информации, применение умений и знаний в знакомой и новой учебных ситуациях , проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.

2. Образовательная: Способствовать формированию представлений

цель - что такое духовный мир человека

Духовные ориентиры личности

Убеждения. вера мировоззрения

3. Развивающая: Способствовать обучению школьников умению

цель характеристик с научных позиций социальных явлений и процессов, анализировать актуальную информацию, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, формулировать собственные суждения, умения работать в парах

4. Воспитательная: продолжать воспитывать формировать

цель ценности собственных мировоззренческих позиций при уважении позиций других людей, содействовать формированию активной жизненной позиции учащихся

ТИП УРОКА: комбинированный

Форма: смешанная, работа с текстом (С8 план) лекция, работа в парах выполнение проблемных заданий

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник, таблица, компьютер, подключенный к

Интернету


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ (ХОД УРОКА)

  1. Организационный момент
учитель и ученики приветствуют друг друга, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на активную деятельность.

П. Проверка выполнения домашнего задания по теме «Цель и смысл жизни человека»

1. На местах дельфийского храма было написано 7 коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Дома помимо параграфа 3 учебника, вы должны были подумать и разобраться, что они значат для каждого из вас.

2. Короткая историческая справка (2 минуты каждому)

Шопенгауэр ИТОГО:

Ф. Аквинский

Ф. Ницше

Дж. Локк

3. Заготовки к Эссе «Величие человека в его руках»

Вступительное слово учителя
МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о человеке, обсудим важнейшие вопросы его духовного мира. Поиск смысла жизни был главной проблемой и основным вопросом предыдущего занятия. Урок сегодня посвящен вопросам структуры духовного мира человека, главным из которых является мировоззрение.

ПЛАН УРОКА:


  1. Проверка выполнения домашнего задания
П. Изучение нового материала по теме:

1. Человек как духовное существо.

2. Духовные ориентиры личности.

3. Структура духовного мира человека.

4. Мировоззрение и вера, убеждения
Изучение нового материала.

УЧИТЕЛЬ:


Древние греки, задававшие себе многие из тех вопросов, которые

волнуют сегодня нас, и давшие на них весьма убедительные ответы, представляли человека двояко


как часть большого космоса как микрокосмос,

мироздании несущую в себе отдельный , уникальный мир,

субстанцию целого которому присуще только

человеческое


Подобное разделение показывает, что наш внутренний мир, отнюдь не совпадает с тем, что представляет собой огромный мир вокруг нас.

Духовный мир - сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений. Если большой мир, в котором живет человек является для него Космосом, то внутренний мир, микрокосмос, не менее сложен и противоречив, чем мир большой.

К числу основных элементов духовного мира можно отнести:


  1. Духовные потребности.

  2. Познание окружающего мира, самовыражение средствами искусства, пользование достижениями науки и культуры, знания.

  3. Вера в истинность своих убеждений.

  4. Представления об окружающем мире.

  5. Убеждения.

  6. Ценности.

  7. Принципы, лежащие в основе отношений человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности и отражающие его идеалы.

  8. Способности.

  9. Чувство и эмоции.

  10. Отношения человека с природой и обществом .

  11. Цели, которые человек ставит перед собой.

РАБОТА С ТЕКСТОМ (с. 8 - составление плана, алгоритм)

Важнейшим признаком Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы сформировавшейся человеческой личности является наличие его мировоззрения, которое можно сравнить с деревом: ствол дерева - это воззрение человека на мир, ветвь - ценности, взгляды, идеалы.


ЗАДАНИЕ КЛАССУ

Вставить пропущенные слова и выражения

Текст (компьютера)

Обобщенные представления о мироздании, которые выражены в понятиях и образах, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему, реализующихся в системе ценностей и идеалов личности , социальной группы, общества, называются

_______________________________________
По своему содержанию _____________________ может быть _____________,

порождаемым не посредственными условиями жизни человека, _________, основанным на вере в сверхъестественное начало, ______________________,

опирающимся на достижения в области научного знания о мире, ____________________________, являющимся теоретическим осмыслением мира с помощью самых общих понятий, на основе результатов научной и практической деятельности людей
На основе выполненного задания выполните (составьте) схему:


типы мировоззрения

Каким общим понятием можно заменить каждое из следующих развернутых его определений:

Осознанная потребность действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.


Предложить перечисленное

Верить можно в науку, Бога, светлое будущее __________________________

Важнейшими компонентами мировоззрения являются знания, убеждения, духовные ценности, __________________________, оно влияет на характер жизненных устремлений, поведение, отношение к труду _________________
О каком мировоззрении идет речь?


  1. Вове Нарг «Быть подлинно здравомыслящим уже означает многое знать».

  2. С.Смайлс «То, что мы называем здравым смыслом, есть по большей части не что иное, как результат ежедневного опыта, усовершенствованного разумом. Для приобретения его не нужно больших способностей, а нужно только терпение, аккуратность и прилежание».

  3. Ж. Мелье «Слепая вера, лежащая в основе всех религий - источник заблуждений, иллюзии, обмана».

  4. Л.Тольстой «Истинная вера, влечет к себе не только тем, что обещает благо верующему, сколько тем, что представляет единое прибежище спасения не только от всех бед этой жизни, но и от страха смерти».
Учитель : Одним из структурных элементов мировоззрения является убеждения -
О каких источниках формирования убеждений говорит В.Г.Белинский

«Один доказывает, другой показывает и оба убеждают, только один логическими выводами. другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго все»

 


Читайте:



Порча на здоровье: признаки, последствия и как её снять

Порча на здоровье: признаки, последствия и как её снять

Сильная порча на болезнь способна уничтожить не только здоровье человека, но и разрушить всю его жизнь. После того как жертва определит сглаз, ей...

Есхн – единый сельскохозяйственный налог: ключевые моменты

Есхн – единый сельскохозяйственный налог: ключевые моменты

В качестве одной из мер по поддержке организаций и предпринимателей сельскохозяйственной отрасли, которые занимаются производством продукции из...

Свет, мираж, северное сияние, радуга

Свет, мираж, северное сияние, радуга

ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ ВОДЫ В ВОЗДУХ Опущенная в воду палочка, ложечка в стакане чая вследствие преломления света на поверхности воды...

Игра света. Сила воображения. Невероятные световые явления Общее значение свет оптика спектр преломление радуга

Игра света. Сила воображения. Невероятные световые явления Общее значение свет оптика спектр преломление радуга

ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ ВОДЫ В ВОЗДУХ Опущенная в воду палочка, ложечка в стакане чая вследствие преломления света на поверхности воды...

feed-image RSS