Разделы сайта
Выбор редакции:
- Кетчуп в домашних условиях на зиму
- Как приготовить омлет в кружке
- Творожное печенье на скорую руку Песочное печенье с творогом на скорую руку
- Запеченная свинина с грибами в духовке
- Сушеный корень сельдерея: феномен красоты и здоровья
- Вареные макароны - калорийность, польза и вред
- Конспект книги: Лес Хьюитт и Джек Кэнфилд — Цельная жизнь
- Книга в кратком изложении
- Свадебное платье: к чему снится сон
- Варенье из кизила с косточками
Реклама
Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний. Человек как духовное существо Эссе человек как духовное существо |
У р о к 7 Человек как духовное существо
Цель: сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека. Тип урока : изучение нового материала. Х о д у р о к а I. Работа по теме урока. Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются: 1) духовные потребности в познании окружающего мира; 2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе; 3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении, и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах; 4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек; 5) способность к различным формам социальной деятельности; 6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом; 7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой; 8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы. Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. – Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры. Современная цивилизация выработала общечеловеческие ценности, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов, обеспечивают полноценное существование и развитие каждой отдельной личности. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение. Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром. Мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы. Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают нам старшие. В семье ребенок учится ходить, говорить, понимать окружающий его мир, пытается разобраться в добре и зле, усваивает простейшие правила поведения. – Существует ли конфликт поколений? В чем его причина? Можно ли его преодолеть? Молодежи следует понимать и уважать находящихся рядом, помня о том, что старая мудрость направляет юную бодрость, а юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Не следует полностью отказываться от опыта предков, забывать древние традиции и обычаи, смеяться над прежними представлениями. Только тот народ способен сохранить себя и быть счастливым, который чтит свою историю, берет из нее все самое лучшее и извлекает уроки из прошлых ошибок. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Р а б о т а в г р у п п а х. З а д а н и е: 1-я группа – с. 45, № 5 (вопросы для самопроверки); 2-я группа – с. 45, № 6 (вопросы для самопроверки); 3-я группа – с. 45, № 7 (вопросы для самопроверки); 4-я группа – с. 45, № 8 (вопросы для самопроверки). II. Закрепление изученного. З а д а н и е. Изучив с. 40–44, выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей. Домашнее задание: § 4. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2» Выполнила: ученица класса М-10-2 Егорова Мария Сергеевна Чебоксары, 2016 Человек как духовное существо Помня слова известного писателя-публициста В. А. Сухомлинского, о том, что человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой, а для того, чтобы оставить о себе след вечный, многие люди стремятся осознать свое место в общественных отношениях и намечают свои направления развития и самовоспитания. Этот процесс в философии называют «человеческим самостроительством». Объектом такого строительства является духовный мир человека. Мир человека многогранен и определяет его внутреннюю, духовную жизнь, которая включает сознания, веру, чувства, стремления, мечты. В научном понимании духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижения разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Вообще духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности: добро, истина, красота…. Человек живя в социуме не может не подчиняться определенным правилам, важнейшими из них являются нормы и морали. Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей. Моральные установки личности исследовались многими великими философами. Например, немецкий мыслитель И. Кант. так сформулировал категорический императив морали: не делай другому того, чего себе не желаешь, т.е. он утверждает личную ответственность за совершенные деяния. Также духовный мир личности включает в себя ценности и идеалы. Идеал – это совершенство, высшая цель стремления человека, представление о высших моральных требованиях. Ценности – это то, что наиболее дорого и свято человеку. На основе этих ценностей строятся человеческие отношения, определяются приоритеты и появляются цели деятельности. Я считаю, что к числу самых важных ценностных ориентиров можно отнести патриотизм. Этим понятием обозначаются отношения человека к своему государству и народу и любовь к своему Отечеству. В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента его рождения. Так некоторые французские философы полагали, что человек по своей природе добр и искренен. А представители восточной философии считали наоборот, что человек по своей природе является носителем зла. Однако, со временем философы все-таки пришли к единому мнению, что моральные начала не заложены в человека с рождения, а формируются в семье, на том примере, который находится у них перед глазами, в процессе общения с другими людьми, в процессе воспитания и обучения, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Самовоспитание представляет собой самоконтроль, высокие требования к самому себе и во всех видах деятельности. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции Появление человека Научное исследование происхождения человека (Дарвин, Энгельс); 20в. - концепция биосоциальной природы человека Сегодня исследование антропогенеза идет по трем направлениям: связь с геологическими процессами, сопоставление этапов эволюции человека с этапами эволюции земной коры(восстановление недостающих звеньев эволюции до современнного вида) биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков в соответствии с появлением у них отл. признаков(прямохождения, использование рук как рук, развитие речи и мышления и т. д.) Уточнение общей теории антропогенеза как сложного процесса взаимодействия биологических и социальных факторов. Начало становления рамапитек (14-20 млн лет назад) - саванна, орудия австралопитеки (5-8 млн лет назад) - подобранные и отчасти подработанные орудия человек умелый (Homo habilis)(2 млн лет назад) человек прямоходящий (Homo erectus)(1-1.3 млн лет назад) - орудия охоты, огонь, мб речь человек разумный
(Homo sapiens)(150-200 тыс лет назад) В общем теории антропогенеза 20в. выделяла труд как ведущий фактор становления человека и человеческого общества. Но потом пошли изменения, добавили к труду: развитие речи сознания формирование нравственных представлений Только все вместе обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре. Цель и смысл жизни человека Отличительная особенность человека - стремление к философскому осмыслению жизни . Поиск смысла жизни - занятие чисто человеческое. Субъективная сторона : Зачем, собственно, живет человек? - не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально. Объективная сторона (не зависящая от человека) - осознание единства человека и человечества со всем живым на планете - имеет огромное мировоззренческое значение. В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла жизни: Смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека. Смысл жизни связан с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна. Позиции некоторых философов Аристотель . Смысл жизни - счастье. Эпоха Возрождения . Смысл жизни в самом человеческом существовании. Классическая немецкая философии(Кант и Гегель ) - связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа. Фромм (20в.) - есть два вида людей. Одним нужно брать, иметь. Другим - творить, любить, отдавать, жертвовать собой. Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Вместе с тем индивид имеет имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного существования в социальном отношении . Сколько существует род человеческий - столько и существует личность. Науки о человеке рассматривают его в четырех измерениях: Биологическое . Биология, генетика. Психическое. Психология Социальное. Социальная психология, социология, мифология, религия, философия, право, политика, мистика, культурология. Космическое . Мифология, религия, астрология, философия. Человек как духовное существо Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума. Ч, у которого высока развита духовная жизнь, обладает важным личностным качеством - духовностью(стремление к высоте идеалов). Ч, у которго духовная жизнь мало развита бездуховен. Итак, духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности Ч становятся высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей(истина) создает ценностные ориентации. Ч, являясь существом общественным подчиняется определенным правилам, это необходимое условие выживания человеческого рода. Установленнные нормы и правила призваны защитить интересы и достоинства каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общ и личн интересов. Нормы и правила морали формируются естественно и извлекаются из массовой житейской практики. Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них-Кант. Он сформуриловал категорический императив морали - это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей. Категорический императив и «золотое правило» утверждают личную ответственность Ч за совершенные им деяния. Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории. Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в Ч. Ценности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного Ч, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение Ч к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации Ч, неразрывно связанную с категорией морали. Моральные категории носят парносоотносительный характер, например добро и зло. Также одно из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль. Без совести нет нравственности. К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозночается ценностное отношение Ч к своему отечеству. С патриотическими ориентирами Ч связаны и качества гражданственности(и чувство любви к родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, осознание себя как полноправного гражданина). Моральные начала не заложены в Ч от рождения, некоторые из них он должен выработать в себе самостоятельно. Самовоспитание в сфере нравственности - самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по все видам деятельности. Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, Ч, находящее выражение в системе ценностей и идиалов личночти, соц группы, общества. Разделяют различные классификации типов мировоззрения: одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) природе (природоцентризм) Ч (антропоцентризм) Но более всего распространена следущая классификация типов мировоззрения. обыденное (возникает в жизни Ч в процессе его деятельности) религиозное (мировоззрение, основой которого являются религиозные учения) научное (научная картина мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принятые взаимоотношения Ч со средой обитания) Мировоззрение дает Ч ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций Ч получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание Ч мира, добра и зла, красоты и безобразия. |
Популярное:
Небанковская кредитная организация: что это такое Небанковские кредитные организации имеют право выполнять |
Новое
- Как приготовить омлет в кружке
- Творожное печенье на скорую руку Песочное печенье с творогом на скорую руку
- Запеченная свинина с грибами в духовке
- Сушеный корень сельдерея: феномен красоты и здоровья
- Вареные макароны - калорийность, польза и вред
- Конспект книги: Лес Хьюитт и Джек Кэнфилд — Цельная жизнь
- Книга в кратком изложении
- Свадебное платье: к чему снится сон
- Варенье из кизила с косточками
- Овен и Стрелец: чего стоит ожидать от союза?