Выбор редакции:

Реклама

Главная - Отделка 
Зоология – наука о животных. Зоология — наука о животных Какие бывают науки о животных

Адаптации:

1. пятипалая конечность; 2. ЦНС усоверш-на, увелич. передн. ч. мозга (полушарии), усложн. поведение; 3. орг. чувств (т.к. меняется температура окр. ср., мен-ся глаза- хрусталик двояковыпуклый, орган слуха – внутр. +ср. ухо, т.к. звукопроницаемость в возд. ср. ниже, чем в водной, цв. зрение); 4. стр-е мыш. с-мы – появл-е конечностей (обр. мышечн. пучков); 5. кожн. покровы – железист. для того, чтобы не пересыхала кожа, у многих им. боковая лингия; 6. изм. дых. и кров. с-м: им. легкие, 2 круга кровообр-я, 3-х камерное сердце у всех земноводных. Легкие менее рзв, чем у пресмык-ся. В газообмене приним. уч-е кожа.


О.П. МАНАНКОВА

ЗООЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов

специальности «Начальное обучение»

Рецензенты:

Бугаенко Л.А. доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биотехнологии, эфиромасличных и лекарственных растений, селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур Крымского государственного агротехнологического университета;

Трещев В.В. кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии, почетный профессор Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Учебное пособие включает все разделы зоологии в соответствии с объёмом требований учебной программы для студентов специальности «Начальное обучение».

В пособии отражены современные научные знания в области зоологии беспозвоночных и позвоночных. Материал изложен в систематической последовательности, в соответствии с эволюционным развитием фауны и даёт целостное представление о зоологии, как науки о животном мире. В книге приведены сведения о строении, происхождении, распространении и образе жизни животных, показано их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

Учебное пособие рассчитано на широкий круг читателей: студентов высших учебных заведений небиологических специальностей и колледжей педагогического профиля, преподавателей вузов, учителей школ, а также всех тех, кто занимается самообразованием.

Зоология – наука о животном мире

С животными человек был связан в течение всей своей истории – использовал их в пищу, для изготовления украшений, а также и для других хозяйственных надобностей. Постепенно различные животные становились объектами охотничьего и рыбного промыслов, а некоторые приручались человеком. Стоянки древнего человека служат хорошей этому иллюстрацией.

Совершенно естественно, что по мере развития промысла зарождались, получали развитие и зоологические познания. На пещерных и наскальных рисунках человека раннего палеолита изображены сцены охоты и объекты её: мамонт, бизон, носорог, олень, медведь, разные рыбы и другие животные. Очевидно, охотник должен был уже располагать определёнными познаниями о распространении, биологии и внутреннем строении объектов своего промысла. В дальнейшем определённые зоологические познания возникли в связи с приручением животных, развитием охотничьего и рыбного промысла.

Следовательно, многообразие животных, их строение, особенности жизнеде­ятельности и поведения, размножение, развитие, их происхождение и эволюцию, распространение, значение в природе и жизни человека изучает зоология - наука о животных.

У животных много общих черт с представителями других царств. Например, животные и растения имеют клеточное строение, сходный химический состав (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и др.), многие общие свойства (обмен веществ, наследственность, изменчивость, раздражимость).

Однако животным свойственны особые черты организации, которые отличают их от растений. Наиболее глубокое различие заключается в характере питания этих организмов: растения - автотрофы, а животные - гетеротрофы. Подавляющее большинство животных - подвижны, им присущи сложные поведенческие реакции, отсутствующие у растений. Однако среди них есть прикрепленные и малоподвижные формы, распростране­ние которых осуществляется подвижными личинками.

Рост большинства животных имеет ограничение и осуществляется преимущественно только в определенный период их раз­вития. Лишь немногие из них (некоторые раки, крокодилы, чере­пахи) растут на протяжении всей жизни.

Клетки животных, в отличие от растений, не имеют клеточной стенки, пластид, вакуолей. Запасной углевод – гликоген, а конечные продукты азотистого обмена – аммиак, мочевина, мочевая кислота.

Мир животных велик и разнообразен. К настоящему времени описано более 1,5 (по др. данным 3 – 4,5) млн. видов животных, приспособленных к жиз­ни на поверхности суши, почве, пресной и морской воде, в воздушной среде.

Значение животных в природе огромно. Как потребители готового органического вещества, т. е. консументы, они являют­ся важнейшими звеньями цепей и сетей питания. В результате процессов жизнедеятельности и подвижности животные потребляют, перераспределяют в биосфере огромные количества веще­ства и энергии и благодаря этому ускоряют течение биологичес­кого круговорота веществ, причем колесо биологического круговорота «крутится» тем быстрее, чем меньше размеры жи­вотного.

Велика роль животных (в особенности насекомых) как опылителей цветковых растений, распространителей семян и плодов. Неоспорим их вклад в почвообразовательные процессы (черви, личинки насекомых, роющие грызуны), в формирование ландшафтов (роющие животные, копытные, бобры).

Значительная роль животных в жизни человека связана, прежде всего, с использованием многих видов в качестве объектов питания и поставщиков разнообразных форм сырья. Животная пища обогащает рацион человека высококалорийными, легко усвояемыми полноценными белками. Ее поставщиками являются различные виды ракообразных, моллюсков, рыб, охотничье-промысловые и разводимые человеком домашние животные. Пушно-меховое сы­рье поставляют многие виды зверей: соболь, куница, белка, бобр, песец, калан, котик. Натуральный шелк человек получает в результате разведения тутового шелкопряда. Поставщиками ценного лекарственного сырья являются пчелы, змеи. Железы некоторых животных используют при производстве гормональных препаратов. Многие животные незаменимы для человека как средство пере­движения и на физических работах (лошадь, верблюд, олень, буй­вол, слон). Некоторые представители животного мира используют­ся в качестве лабораторных объектов при проведении учебных и экспериментальных работ, являются объектами научных исследо­ваний (амебы, инфузории, жуки, насекомые, лягушки, голуби, кры­сы, мыши, морские свинки, кошки, собаки и др.).

Животный мир оказывает огромное влияние на жизнь биосферы и поэтому требует пристального внимания к проблемам его охраны. Разрушение среды обитания и загрязнение биосфе­ры наносит непоправимый ущерб всему живому. Многие виды животных в результате прямого истребления и ряда косвенных причин уже исчезли. Значительной части животных угрожает та­кая же участь, о чем свидетельствует перечень видов, занесенных в Красные книги. Человек должен приложить немало усилий и материальных средств для спасения генофонда животного мира нашей планеты.

Характерная особенность человеческого ума – стремление познавать окружающий мир во всём его многообразии, потребность систематизировать, группировать явления по их сходству или различию в соподчинённые категории.

Для биологии систематика приобрела особое значение и выросла наряду с морфологией, палеонтологией и физиологией в самостоятельный раздел биологии. Систематика нужна, прежде всего, потому, что она сводит в систему всё многообразие живого.

Начало построения современной научной системы животных мы находим в трудах шведского натуралиста К. Линнея (1735 г.). Первой заслугой его явилась формулировка понятия вида. По К. Линнею, вид – это совокупность организмов сходных между собой, как сходны дети одних родителей, и способных давать плодовитое потомство. (Сравните современную формулировку определения вида: Вид – это совокупность особей, которые сходны по морфофизиологическим признакам, способны скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и формируют систему популяций, образующих общий ареал) .

Второе чрезвычайно важное положение К. Линнея заключалось в создании иерархической системы соподчинённых категорий , которых у Линнея было четыре: вид, род, отряд и класс. Иерархический характер системы Линнея заключался в том, что каждая категория включает несколько категорий низшего порядка: класс – отрядов, отряд – родов, род – видов.

Линней предложил каждый вид именовать двумя словами: первое – название рода, второе – собственно видовое. Такое обозначение вида двумя латинскими словами называют бинарной номенклатурой.

В дальнейшем систематика животных усложнилась. Ж. Кювье ввёл ещё понятие типа как высшей систематической категории, позднее была добавлена ещё одна категория между отрядом и родом – семейство . Таким образом, возникло шесть основных категорий: тип, класс, отряд, семейство, род и вид . Однако этого оказалось недостаточно, и стали возникать промежуточные категории с приставками над- и под- , и, таким образом, добавилось ещё около 10 категорий – подцарство, надцарство, подтип, надкласс, подкласс, надсемейство и т.д. Но и этого оказалось недостаточно, и появились ещё категории раздел, надраздел и т.д. В современной системе животного мира ещё много спорных вопросов.

Согласно современной системе, царство Животные (Animalia) подразделяют на два подцарства: Одноклеточные, или Простейшие (Protozoa), и Многоклеточные (Metazoa).

Контрольные вопросы:

1. Какие основные признаки сходства и различия между животными и растениями?

2. Какую роль играют животные в жизни человека?

3. Какое значение имеет систематика для биологической науки?

4. Какие основные таксономические категории приняты в зоологии?

Подцарство Одноклеточные, или Простейшие (Protozoa)

Зоология — наука коллективная. Даже если человек работает один в лесу или в лаборатории, он постоянно должен знать о работах своих коллег, должен знать, что сделано до него. Иначе он будет лишь топтаться на месте или открывать уже открытое.

Наука о животных развивалась в течение тысячелетий. И каждое последующее поколение ученых, принимая или даже отвергая что-то, все равно использовало опыт предшественников.

Было много ученых, посвятивших свою жизнь зоологии. А их были тысячи - знаменитых и безымянных, но оставивших след в науке. Возможно, вклад их настолько мал, что совершенно затерялся среди других великих и не очень великих открытий. Однако благодаря этим ученым, благодаря их открытиям появились Геснер и Линней, Ламарк и Кювье, Уоллес и Дарвин. Благодаря этим и тысячам других ученых человечеству стали известны животные нашей планеты.

Учеными было открыто и описано более миллиона видов обитателей нашей планеты. Из них насекомых - около миллиона. Вспомним Аристотеля: он описал всего лишь 60 видов насекомых, Линней знал уже 1929. Ракообразных сейчас известно свыше 20 000 видов. Аристотель знал лишь 15, Линней - 89 видов. Рыб мы знаем сейчас более 10 000 видов. Аристотелю было известно 117 видов, Линнею - 250. То же самое можно сказать о птицах, млекопитающих и других животных.

Общий счет: Аристотелю было известно 454 вида, Линнею - 4200 видов, современным ученым - больше миллиона. Значит, за две тысячи лет - от Аристотеля до Линнея - список животных увеличился всего в девять раз. А за двести лет - от Линнея до наших дней - почти в триста раз.

Причин, конечно, много; но самая главная - расширилась и углубилась сама наука о животных.

Мы не скоро узнали бы животных нашей планеты, не введи Линней свою систему; мы не могли бы изучить животных без сравнительной анатомии, «отцом» которой был Кювье, без Дарвина и его теории естественного отбора. Но чем больше люди узнавали животных, тем труднее становилось изучить их. Ведь даже самый опытный зоолог не может запомнить хотя бы часть известных сейчас животных.

И зоология стала делиться на разделы. Один раздел стал называться арахнологией - он изучал паукообразных (в наше время их известно более 35 тысяч видов). Другой раздел, который изучает насекомых, называется энтомологией ; раздел, посвященный моллюскам, - малакалогией ; наука о рыбах называется ихтиологией ; раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, - герпетологией , а земноводных - битрахиологией ; острокология изучает ракообразных, орнитология - птиц; маммалиология , или териология , - млекопитающих.

Например, пока люди знали о паукообразных относительно мало, не возникало необходимости выделять их. Узнали больше - и оформилась специальная наука. Клещи тоже относятся к паукообразным. Но до поры до времени, пока о клещах было известно не так уж много, отдельной науки не существовало. Но вот люди убедились, что животных этих большое количество, что многие из них - разносчики опасных заболеваний. И появилась новая наука - акарология .

Зоологи - специалисты по насекомым называются энтомологами. Но насекомых около миллиона видов. Естественно, что зоологи-энтомологи в свою очередь специализируются: одни занимаются бабочками, другие - жуками, третьи - клопами, и так далее. Люди, которые занимаются муравьями, тоже, конечно, энтомологи . Но наука о муравьях, а этих насекомых уже известно, как считают одни ученые, 15 тысяч, а другие - около 20 тысяч видов, оформилась в самостоятельную - мирмекологию .

Таким образом, допустим, человек, изучающий клещей, - безусловно, зоолог. Но это будет слишком общее определение. Точнее, он - зоолог-арахнолог (поскольку клещи относятся к паукообразным). Но поскольку он специалист именно по клещам, то может именоваться - зоолог-арахнолог-акаролог.

Но что значит изучать тех или иных животных?

Это значит: наблюдать за ними, за тем, где и как они живут, что и как едят, как размножаются и обращаются со своим потомством, наконец, просто определять, что это за животное, известно оно уже науке или нет, насколько распространено, где водится и где нет, как устроено, и так далее. Но и это еще не всё: звери и птицы, насекомые и рыбы живут не сами по себе, их окружают другие животные и растения. Как они влияют друг на друга? И, наконец, почти все животные так или иначе соприкасаются с человеком и современной техникой. И это, оказывает влияние, в свою очередь, на животных. Каково оно?

К чему приводит?

И еще массу других вопросов приходится решать зоологам.

Изучение животных не может, конечно, обойтись без знания законов строения и формообразования животных. Этим занимается морфология , в которую входит анатомия и сравнительная анатомия. Анатомия - наука о внутреннем строении организма вообще, а сравнительная анатомия - наука, которая занимается сравнением строения различных групп животных. Такое сравнение помогает решить вопрос о сходстве и различии животных. Но нельзя изучать современных животных, не зная о их происхождении, не имея представления об их далеких предках. А этим занимается палеонтология.

Вопросами наследственности занимается генетика , а спланхонология изучает внутренние органы животных.

Есть еще немало наук или их ответвлений, наук, уже имеющих «стаж» и совсем молодых, таких, как, например, экология — изучение жизни животных в связи с окружающей средой, или этология, изучающая поведение животных.

А все вместе - это зоология, потому что зоология - это наука о животных, «взятых со всех сторон».

Благодаря развитию зоологии и всех ее частей список известных животных быстро пополнился. И вот, казалось бы, не осталось на Земле ни одного уголка, не исследованного человеком. И все живое, казалось бы, если и не изучено досконально, то в список занесено. Значит, список можно закрыть и подвести черту? В позапрошлом веке многие так и считали. Но они очень ошибались, эти люди: XX век показал, что наша планета и, в частности, животный мир нашей планеты не так-то хорошо изучен.

Недаром же биологи говорят: «Сейчас известно столько-то видов».

Это значит, завтра может быть известно гораздо больше. И действительно, люди продолжают находить и открывать новых животных.

Зоология (от греч. «зоон» - животное и «логос» - учение) - это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.

По современной систематике, все животные организмы объединены в единое царство, насчитывающее свыше 1,5 миллиона видов. Среди них есть крохотные организмы, видимые только под микроскопом (амеба обыкновенная - 0,2-0,5 мм) и великаны, например киты до 30 м. По количеству видов царство животных превосходит все другие царства, вместе взятые. Одни из них приспособлены к жизни на суше, другие - в воде, третьи - в воздухе. Многие животные обитают в земле.

Значение животных в природе трудно переоценить. Они участвуют в опылении многих растений, распространении семян, почвообразовании; в разрушении остатков умерших растений и животных, в очистке водоемов.

Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Домашние животные - источник пищи, шерсти, кожи. Животные широко используются для научных исследований - на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию живого организма на условия окружающей среды. Животные - помощники человека в труде, спорте, отдыхе. И наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек приручил и одомашнил около 40 видов животных.

Вместе с тем чрезвычайно многообразна и отрицательная роль животных в жизни человека. Существенный вред наносят они сельскохозяйственным растениям, запасам продовольствия, изделиям из кожи, шерсти и дерева. Немало животных вызывают различные заболевания (малярию, дизентерию, аскаридоз и др.) или являются переносчиками возбудителей опасных болезней.

Выделяют различные разделы зоологии, в зависимости от их области изучения:

  1. Морфология (исследует строение животных);
  2. Сравнительная морфология (сравнивает строение различных групп животных);
  3. Экология животных (исследует взаимоотношение животных с окружающей средой и между собой);
  4. Этология (изучает поведение животных);
  5. Зоогеография (изучает распространение животных);
  6. Физиология животных (исследует жизнедеятельность животных);
  7. Систематика животных (описывает многообразие видов и классифицирует их по определенным признакам);
  8. Палеозоология (изучает животных прежних геологических эпох).

Для упорядочивания и классификации всех существующих видов животных используются следующие систематические категории: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Почему птицы летают?

Если внимательно смотреть за полетом птиц, то можно увидеть, что птицы совершают движения крыльями вперед , одновременно раздвигая крылья, затем вниз и назад, сдвигая крылья, и, наконец, вверх.

Химия

Обучение химии - школьникам, абитуриентам, студентам, аспирантам.

Смотрите раздел сайта по ХИМИИ - там вы можете заказать книги по химии, прочитать материалы лекций по химии (Бармин М.И., автор публикаций и серии книг, доцент кафедры, лауреат премии "Грант С.-Петербурга).

Биология

Смотрите раздел сайта по биологии , для школьников, абитуриентов, студентов. Также вузы и факультеты для биологов.

Наука о животных

Сведения из истории зоологических открытий, их значении в развитии биологии, об особенностях строения и жизни многих интересных животных, их взаимосвязи, роли в природе и в жизни человека.

  • Очень грустные и неожиданные факты о животных

    Глядя на очаровательных животных, мы обычно радуемся: какие они красивые, какие милые у них малыши... Однако быть животным - не так-то просто, некоторые факты поражают воображение. Это вовсе не то, что мы думали!

    Эта статья поможет вам узнать немного больше о животных, и это не всегда радостно...

  • Человечество уничтожило 60% животных с 1970 года

    Это огромная потеря, трагедия сама по себе, но и угроза выживанию цивилизации, считают ведущие учёные мира.

    Человечество уничтожило 60% млекопитающих, птиц, рыб и рептилий с 1970 года, что привело ведущих мировых экспертов к предупреждению о том, что уничтожение дикой природы в настоящее время является чрезвычайной ситуацией, которая угрожает цивилизации .

  • Эти животные милые, уродливые, или уродливо-милые? Что вы думаете? ТОП-20

    Ребята, вы когда-нибудь видели обезьяну с носом?! А знаете, как выглядит аксолотль? Эти животные, которых мы собрали в статье, могут быть отнесены как к самым милым созданиям, так и к... самым уродливым, потому что они такие странные ! Смотрите сами и решайте, кто они для вас?

  • ТОП-10 лучших зарубежных Youtube-каналов по ветеринарии

    Эти каналы должен смотреть каждый ветеринар!

    Все они - на английском, но это лучшее, что вы можете найти!

  • Игуаны замерзают и падают с деревьев во Флориде. Дождь из ящериц!

    Идёт дождь из ящериц?! Да! В Америке в начале 2018 года идёт дождь из игуан. В буквальном смысле. Во Флориде в первую неделю 2018 года так холодно, что игуаны просто замерзают и падают с деревьев.

Слово «зоология» состоит из двух слов - «зоон» (животное) и «логос» (учение). Зоология наука о животных, их строении, жизнедеятельности, разнообразии, классификации, взаимодействии между собой и с окружающей средой.

Что изучает

При изучении обширной области зоологии науки о животном мире - затрагиваются следующие биологические дисциплины:

  • цитология - наука о клетках;
  • физиология - наука о функционировании организма и регуляции жизненных процессов;
  • анатомия (морфология) - внешнее и внутренне строение организма;
  • эмбриология - наука о развитии зародыша;
  • палеонтология - наука об ископаемых животных;
  • генетика - наука о развитии и наследственности организмов;
  • систематика - разработка принципов классификации.

Каждая из этих дисциплин даёт понятие о происхождении, развитии, видоизменении и строении животного.

Человек является частью животного мира, поэтому изучается по такому же принципу, как и любое другое животное.

В зависимости от объекта изучения зоология подразделяется на следующие дисциплины:

Рис. 1. Животные.

Зоология тесно связана с другими смежными науками - медициной, ветеринарией, экологией.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Отличия от растений

Животные имеют черты живого организма, что доказывается следующими особенностями:

  • клеточное строение;
  • рост;
  • обмен веществ;
  • дыхание;
  • выделение продуктов жизнедеятельности;
  • размножение.

Однако животных от растений отличает ряд признаков:

  • отсутствие целлюлозной клеточной оболочки, вакуолей, хлоропластов;
  • гетеротрофное питание, т.е. использование в пищу других организмов;
  • наличие системы органов или её зачатков;
  • активное движение;
  • наличие инстинктов и поведения.

Рис. 2. Сравнение клетки животного и растения.

Виды животных

В мире насчитывается более 1,6 млн. видов животных. Большую часть животного мира составляют членистоногие (1,3 млн. видов). К ним относятся насекомые, пауки, раки.

Рис. 3. Членистоногие - многочисленные животные.

Для описания многообразия видов используется классификация, включающая девять категорий:

  • Надцарство (Домен);
  • Царство;
  • Подцарство;
  • Класс;
  • Отряд;
  • Семейство;

Самое маленькое животное состоит из одной клетки (не более 0,5 мм в длину). Гиганты встречаются не только среди млекопитающих (синий кит), но и пресмыкающихся, птиц, земноводных.

Что мы узнали?

Зоология изучает животных, включает множество дисциплин и затрагивает смежные науки. По строению и образу жизни животные значительно отличаются от растений. Классифицируются по девяти категориям.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 13.

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Перепутать обувь во сне. К чему снится Обувь? Сонник Ванги – впереди новый роман

Перепутать обувь во сне. К чему снится Обувь? Сонник Ванги – впереди новый роман

Сонник: Дворянский сонник Н.Гришиной Во сне видеть Обувь Обувь в сновидении – символ дороги / мелких житейских передряг / женских органов...

Как магией притянуть удачу и деньги в свою жизнь Что делать если бурятка забрала удачу

Как магией притянуть удачу и деньги в свою жизнь Что делать если бурятка забрала удачу

Вы наверняка слышали, может и неоднократно, фразу о том, что деньги надо передавать через стол, или тумбочку, класть на твердую поверхность. И...

Вызов духов в домашних условиях Что нужно говорить при спиритическом сеансе

Вызов духов в домашних условиях Что нужно говорить при спиритическом сеансе

Большинство религий сходятся в том, что загробная жизнь существует. В связи с этим возникает закономерный вопрос - можно ли вступить в контакт с...

Притча о плевелах и пшенице Притча о плевелах толкование святых отцов

Притча о плевелах и пшенице Притча о плевелах толкование святых отцов

Апостолы слышали от Господа: «вам дано знать тайны Царствия Небесного» (). И потому, когда Господь пришел в дом, ПРИСТУПИВ К НЕМУ , УЧЕНИКИ ЕГО...

feed-image RSS