Разделы сайта
Выбор редакции:
- Предсказания известных ясновидящих о грядущих переменах в мире Современные пророки
- Николая чудотворца в плотниках, храм Здесь венчался Салтыков-Щедрин
- Значение слова потир Что такое потир
- Именные иконы Ульяна ольшанская святая
- Код категории налогоплательщика
- Годовой бухгалтерский отчет
- Кетчуп в домашних условиях на зиму
- Как приготовить омлет в кружке
- Творожное печенье на скорую руку Песочное печенье с творогом на скорую руку
- Запеченная свинина с грибами в духовке
Реклама
Врачевание в древней и средневековой руси. Медведь А.Н. Болезнь и больные в Древней Руси: от «рудомета» до «дохтура. Санитарное дело. Бани. Эпидемии |
История Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в. К этому времени на Руси сформировались раннефеодальные отношения. Древние славянские города Киев, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Псков, Новгород (см. рис. 62) становились крупными" центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией древней Руси был «великий путь из варяг в греки», который связывал Русь со Скандинавией и Византией. Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. лри князе Владимире (978-1015). Этот серьезный политический акт не был случайным событием: возникновение социального неравенства и формирование классов явились объективными историческими предпосылками для замены языческого многобожия монотеизмом. Христианство на Руси было известно с IX в. Многие приближенные князя Игоря (912-945) были христианами. Княжившая после Игоря его жена Ольга (945-969) посетила Константинополь и приняла крещение, став первым христианским монархом на Руси. Большое значение для распространения идей христианства в Киевской Руси имели ее давние связи с Болгарией - посредницей в передаче культуры, письменности:и религиозной литературы. К концу X в. Киевская Русь уже вошла во взаимодействие с византийской экономикой и христианской культурой. Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия. Оно содействовало укреплению феодализма, централизации государства и сближению его с европейскими христианскими странами (Византией, Болгарией, Чехией, Францией, Англией, Германией, Грузией, Арменией и др.), чему способствовали также и династические браки. Эти связи благотворно отразились на развитии древнерусской культуры, просвещения, науки. Истоки культуры Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен, которая с развитием государственности достигла высокого уровня, а впоследствии была обогащена влиянием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи - самые образованные люди того времени. (Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр.) Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней. Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019-1054) - третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава Мудрого в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения. Ярослав всячески способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык. Сам он знал 5 иноземных языков и «книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне». Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион писал в то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли». Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125- 1132)-сына Владимира Мономаха, оно распалось на несколько феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208-1255), внука Чингиз-хана. Развитие врачеваний На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» - древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение. Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах». Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» .(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя. Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода». Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках (рис. 66), которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее - в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры-первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи. Со всей Руси ходили в Киево-Пе-черскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Пе-черский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них - пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий ^\ в.4), тапетивавший мазяжа ирсжа-женных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) -ближайший ученик преподобного Антония. Агапит бесплатно лечил и обитаполнять Самые чёрные работы, б"ЫтЬ терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии. В то же время врачевание в древней Руси не было церковной монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя народная (мирская) медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям. Ylp-а дворах князей. «. бояр ^по ■всей вероятностное XII в.) служили светские лечцы как русские, так и иноземные. Так, при дворе Владимира" Мономаха служил лечец-армянин, имявал за ними и пользовался большой популярностью в народе. Однажды он исцелил Владимира Мономаха *, когда тот был еще черниговским князем,- послал ему «зелья», от которого князь Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя, но Агапит попросил передать дорогие княжеские поларки неимущим людям. «И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали». Таким образом, «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выределять болезнь по пульсу и внешнему -виду больного и был очень популярен в народе. А при княжеском дворе в Чернигове в XII в. служил известный врачеватель Петр Сириянин (т. е. сириец). Лечцы широко использовали в своей практике опыт народной медицины. Некоторые, древнерусские мона-стырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания. Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник Святослава». Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076 гг.) для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. «Изборник» по своему содержанию вышел за рамки первоначальной задачи - связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской мора-п» - и приобрел черты энциклопедии. Описаны в нем и некоторые болезни, соответствующие тому времени представления об их причинах, лечении и гредупреждении, приведены советы о витании (например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать. тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения. В «Изборнике» говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые уме-.7Н «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие больные или: мертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны. гаже ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна. В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными. По уровню развития санитарного дела Древнерусское государ-" ство в X-XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о спвг циалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств. На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X-XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы - одни из древнейших в Северной Европе (рис. 68). Заметим, что в Германии водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в. Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня (рис. 69), которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи. Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора (XI в.). Спустя столетия известный русский акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812) писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою... бане» (1783). В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». Так, в 1092 г. в Киеве «многие человеки умирали различными недугами». В центральной части Руси «в лето в 6738 (1230)... бысть мор в Смоленске, ство,риша 4 скуделницы в дву положишь 16000, а в третью 7000, а в четвертую 9000. Се же зло бысть по два летг. Того же лета бысть мор в Новгороде: от глада (голода). И инии люди резж ху своего брата и ядаху». Гибель! тысяч жителей Смоленска свидетель ствует о том, что болезнь была чреэ-вычайно заразной и сопровождал а ~ высокой смертностью. Летопись соо< щает также о «великом море» на I си в 1417 г.: «..мор бысть страшен ЗГ ло на люди в Великом Новгороде и э Пскове, и в Ладозе, и в Руси». В народе бытовало мнение, что я ровые поветрия возникают от свегг естественных сил, изменения положи ния звезд, гнева богов, перемены -:-годы. В русских народных сказках т*-ма изображалась женщиной гром ного роста с распущенными волосг? з белой одежде, холера - в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии:: идущий следом за ними голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, го-эожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий - эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней. Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240-1480). Монголо-татарское иго разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней Азии и Кавказа. Непрекращающаяся борьба русского народа заставила завоевателей отказаться от идеи создания на Руси своих органов управления. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы. Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Бело-зерский монастырь, основанный в 1397 г. и не подвергавшийся вражескому нашествию. В стенах монастыря в начале XV в. монах Кирилл Белозерский (1337-1427) перевел с греческого «Галиново на Иппократа» (комментарии Галена к «Гиппократову сборнику»). При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры. В XIII-XIV вв. в русских землях окрепли новые города: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. Во главе объединения русских земель встала Москва. Что-то опять не работается, видимо еще не окончательно оклемался после ангины. В таком случае, продолжим медико-исторические повествования. Сегодня мы продолжим тему медицины Средневековья, только переместимся из Западной Европы в Восточную, на Русь (сначала Киевскую, а потом состоящую из различных княжеств). Можно выделить три основных направления, по которым развивалась русская медицина: языческая народная, монастырская и светская. Сравнивая их развитие и степень влияния, можно объяснить популярность Гэ Малаховых, газеток типа ЗОЖ и прочих народно-альтернативных источников и методов. "Скажи мне, кудесник, любимец богов..." Языческая медицина развивалась издавна и была неотъемлемой частью языческой культуры. Вот что писал в 1891 году профессор Казанского университета, историк и публицист Н.П.Загоскин в своей книге "Врачи и врачебное дело в Старинной России": Знакомо? Больше ста лет назад написано, а до сих пор актуально. А вот еще одно объяснение от профессора Загоскина: Земская реформа, если не ошибаюсь - это 1864 год. Первая аптека на Руси появилась только в 1581 году в Кремле. А теперь прикиньте, сколько веков наши люди лечились у волхвов, ведунов, кудесников и бабок-костоправок травами, заговорами и водой. Врачеватели-язычники в народе считались посредниками между миром людей и таинственными силами природы, которые могут обращать эти силы как на пользу человеку, так и во вред. При этом волхвы-ведуны работали одновременно по нескольким направлениям - тут и публичные магические действия, и лекарское знахарство, и гадания о личной судьбе. За помощью к ним обращались как простые люди, так и князья главного калибра, вспомните хотя бы "Песнь о вещем Олеге". Позднее разномастных кудесников стали именовать лечцами (бррр, еле выговорил). Именно так их называли в "Краткой Русской Правде" - древнейшем из дошедших до нас своде русских законов (первая четверть XI века, правление Ярослава Мудрого). Самое интересное, что в "Русской Правде" была узаконена оплата труда лечцов. Человек, которому кем-либо была нанесена рана, имел право требовать от обидчика 3 гривны и сверх того - особое вознаграждение тому, кто будет лечить эту рану ("за обиду 3 гривны, а летцю мзда" ). В более поздних редакциях это вознаграждение называлось "лечебным". Знания лечцы передавали исключительно от отца к сыну, чужаков к секретам профессии не допускали. Травки, камешки, нарзан Лечцы широко использовали различные средства растительного, животного и минерального происхождения. Из растений наиболее популярны были: полынь, крапива, подорожник, багульник, "злоненавистник" (бодяга), липовый цвет, листья березы, кора ясеня, можжевеловые ягоды, лук, чеснок, хрен, березовый сок и пр. Среди продуктов животного происхождения особое место занимали мед, кобылье молоко, печень трески и панты оленя. Были в ходу и минералы, так, растертый в порошок хризолит давали при болях в животе. Для родовспоможения на женщин одевали ожерелье из яхонта. Уксус, медный купорос, скипидар, селитра, "серный камень", мышьяк, сурьма, ртуть - всё это использовалось в терапевтических целях. Нарзан знаете? Я вот люблю его больше других минералок (если не считать сугубо читинские Молоковку и Куку, но их в Мск не купишь). Между тем, еще древние русичи знали "кислую воду", использовали ее для лечения проблем с ЖКТ. Есть мнение, что "живая вода" из сказок - это как раз нарзан. В переводе, как мне тут подсказали, с кабардинского, нарзан - "богатырь-вода". Это слово перекочевало в древнерусский и благополучно дожило до наших дней. Многие рецепты древнерусской медицины дошли до нас в виде более чем 200 сборников - травников и лечебников. Записаны они были, правда, позже - с распространением по Руси христианства и грамоты. Были в лечебниках действительно эффективные рецепты, которые впитала в себя научная медицина. Была и откровенная ерунда, основанная на поверьях и мифах. Вот, например, один рецепт для лечения алкоголизма. Нет желающих опробовать на себе? ;) Уйду в монастырь С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская медицина , и, вместе с ней, монастырские больницы. Первые подобные ЛПУ появились в Киеве и Переяславле. В Никоновской летописи записано, что в 1091 году митрополит Ефрем поставил в Переяславле "строение банное", устроил больницы и приставил к ним врачёв , которые подавали "всем приходящим безмездно врачевание". Позднее больницы появились в Новгороде, Смоленске и Львове. Наибольшей популярностью пользовалась Центральная клиническая больница при Киево-Печерской лавре. Со всей Руси стекались страждущие, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монахи считали врачевание делом их подвижнического долга и относились к накоплению знаний и опыта с усердием. О нескольких таких докторах стало известно из летописей. Один из первых - "пречудный лечец Антоний", практиковывший ранее в Афонском монастыре. Известно, что он сам готовил "зелья", которыми лечил своих пациентов. Второй - преподобный Алимпий, который готовил собственного рецепта мази для прокаженных, которым не смогли помочь "волхвы и неверные люди". Третьим, особенно славным врачевателем Киево-Печерской лавры, был преподобный Агапит, лучший ученик уже упоминавшегося Антония. В основном он стал популярен после того, как излечил внука Ярослава Мудрого - черниговского князя Владимира Всеволодовича (более известного, как Владимир Мономах). После этого случая популярность Агапита возросла невероятно. В "Киево-Печерском патерике " (древнейший список его датирован XV-м веком) по сути содержались сведения о врачебной этике XI-XII веков: врач должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать всё, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии. Ведунов и прочих народно-языческих целителей церковь гоняла, их действия расценивались как преступление, сговор с дьяволом. Могли и на костре сжечь по примеру своих западноевропейских коллег. Так, в одном из самых продвинутых княжеств - Новгородской республике - в 1227 году сожгли четырех волхвов. Правда, к таким мерам социальной защиты прибегали редко, лишь в особо запущенных случаях. Возмездные лечцы Тем не менее, церковь не смогла монополизировать врачевание. Уже при Ярославе Мудром на Руси существовали вольные каменщики врачи и частная врачебная практика, то есть светская медицина . В отличие от "безмездной" монастырской медицины, частная медицина была "возмездной", то есть платной. В городах при дворях князей и бояр служили светские лечцы, как отечественного, так и зарубежного производства. В том же "Патерике" упоминается безымянный лечец-армянин, который практиковал в XI-XII вв. в Киеве. О нем пишут следующее: "хитёр зело во врачевании, яко прежде того не быти таковому". Этот лечец умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного, практика его была очень успешна, его услугами пользовались князья Всеволод и Владимир (который Мономах). Светские врачи всячески подчеркивали свою обособленность от языческого знахарства и от монастырской медицины, хотя использовали лучшие достижения и опыт как первых, так и вторых. Граждане резалники Хирурги в Древней Руси тоже водились. Их называли "резалниками". Упоминания о хирургических операциях сохранились, например, в "Изборниках", своеобразных дайджестах на философско-религиозную тематику. Резалники умели "разрезать ткани", "оттирать" (ампутировать) конечности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризация). Описаны ножи для рассечения и точила (не путать с тачилами;)) врачебные. Вместе с тем, резалники владели и терапевтическими методиками, знали травы, мази и т.п. То есть однозначного разделения на терапевтов и хирургов все-таки не было. Естественно, была развита и военно-полевая хирургия, куда ж без нее во времена постоянных локальных и глобальных конфликтов. Для перевязки ран использовался, например, высушенный мицелий грибов или "древесный мох". Раны промывали целебными жидкостями, присыпали и окуривали дымом. Глубокие раны ("фистилы") спринцевали. Наложение швов также практиковалось, для этого были и иглы, и нити специальные. В летописях сохранились упоминания шин для транспортной иммобилизации раненых и поломанных, а также о различных протезах для ампутантов. Протезы были деревянные, с металлическим усилением. Иди в баню! А вот по уровню развития санитарного дела в X-XIV вв. Древняя Русь давала сто очков форы Западной Европе. Об этом свидетельствуют, прежде всего, археологические раскопки Древнего Новгорода, начатые в 1932-м году и во многом сформировавшие наши представления о средневековом русском городе. Улицы в городе X века были покрыты многоярусными (до 30 слоев) деревянными настилами, по городу проведены глиняные и деревянные водоводы и водосборники. Для сравнения - в средневековой Германии мостовые появились в XIV веке, а водопроводы - в XV. Кроме того, при раскопках Новгорода было найдено множество предметов санитарно-гигиенического назначения. Ну а про русские бани вы и так прекрасно всё знаете. Действительно, не считая свой основной функции - помыццо, она могла помочь при очень многих заболеваниях. К тому же, баня была самым чистым помещением в усадьбе, в ней принимали роды, обрабатывали новорожденных, вправляли вывихи, делали кровопускания, проводили сеансы массажа, втирали лекарственные мази при заболеваниях кожи и суставов. Первое описание паровой бани относится к XI веку. Чума на оба ваших дома Бани и водопроводы - это, конечно, здорово. Вот только британцы еще не выпустили холеру из Индии, а от болезней, передающихся воздушно-капельным путем, никакая канализация не спасает. Поэтому мор являлся на Русь с завидной регулярностью. С XI по XVIII век в летописях упоминается более чем о 50 эпидемиях. Начинались они обычно с пограничных городов (Смоленск, Новгород), а потом распространялись по торговым путям вглубь страны. Смертность во время мора мало чем отличалась от европейской: так, во время эпидемии 1230 года в Смоленске погибло 32 тысячи жителей. Отношение к эпидемиям у населения было двоякое. С одной стороны, "заморное место" запирали, то есть на дорогах ставили заставы, в лесах устраивали засеки. С другой стороны, вплоть до XV века умерших во время эпидемии, хоронили по религиозным ритуалам на кладбищах при церквях, при скоплении народа, что только способствовало распространению болезней. Кроме того, причиной мора считали гнев божий, расположение звезд, перемену погоды. А главным методом прекращения эпидемии считались массовые молебны, причем зачастую доходило до крайностей. Так, в Новгороде в XIV веке горожане за 24 часа построили церковь Андрея Стратилата , которая сохранилась до наших дней. Иго-gо Монголо-татарское нашествие нанесло сильнейший удар по многим аспектам жизни Руси, в том числе и по медицине. Светская медицина угасла, многие монастыри были разорены и сожжены. Однако те, кого пронесло, стали центрами национальной медицины. Одним из ведущих в то время был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году и не подвергавшийся набегам. В стенах монастыря в начале XV века монах Кирилл Белозерский перевел с греческого "Галиново на Иппократа" - комментарии Галена к "Гиппократову сборнику". При монастыре было несколько больниц, одна из них реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры. Возрождение культуры и медицины началось только после ликвидации ига (для Северо-Восточной Руси - это 1480-ый год). Рисунки: 1. Помощь больным и немощным в монастыре. Миниатюра из рукописи XVI века. Литература: 1. Багриновский Г.Ю. Энциклопедический словарь спиртных напитков. - М.: Астрель, 2003 История Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в. К этому времени на Руси сформировались раннефеодальные отношения. Древние славянские города Киев, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Псков, Новгород (см. рис. 62) становились крупными" центрами ремесла и торговли. Важнейшей торговой артерией древней Руси был «великий путь из варяг в греки», который связывал Русь со Скандинавией и Византией. Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. лри князе Владимире (978-1015). Этот серьезный политический акт не был случайным событием: возникновение социального неравенства и формирование классов явились объективными историческими предпосылками для замены языческого многобожия монотеизмом. Христианство на Руси было известно с IX в. Многие приближенные князя Игоря (912-945) были христианами. Княжившая после Игоря его жена Ольга (945-969) посетила Константинополь и приняла крещение, став первым христианским монархом на Руси. Большое значение для распространения идей христианства в Киевской Руси имели ее давние связи с Болгарией - посредницей в передаче культуры, письменности:и религиозной литературы. К концу X в. Киевская Русь уже вошла во взаимодействие с византийской экономикой и христианской культурой. Принятие христианства Киевской Русью имело важные политические последствия. Оно содействовало укреплению феодализма, централизации государства и сближению его с европейскими христианскими странами (Византией, Болгарией, Чехией, Францией, Англией, Германией, Грузией, Арменией и др.), чему способствовали также и династические браки. Эти связи благотворно отразились на развитии древнерусской культуры, просвещения, науки. Истоки культуры Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен, которая с развитием государственности достигла высокого уровня, а впоследствии была обогащена влиянием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи - самые образованные люди того времени. (Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр.) Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней. Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019-1054) - третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава Мудрого в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения. Ярослав всячески способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык. Сам он знал 5 иноземных языков и «книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне». Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион писал в то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли». Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125- 1132)-сына Владимира Мономаха, оно распалось на несколько феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208-1255), внука Чингиз-хана. Развитие врачеваний На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» - древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение. Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах». Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» .(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя. Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода». Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках (рис. 66), которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее - в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры-первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи. Со всей Руси ходили в Киево-Пе-черскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Пе-черский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них - пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий ^\ в.4), тапетивавший мазяжа ирсжа-женных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) -ближайший ученик преподобного Антония. Агапит бесплатно лечил и обитаполнять Самые чёрные работы, б"ЫтЬ терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии. В то же время врачевание в древней Руси не было церковной монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя народная (мирская) медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям. Ylp-а дворах князей. «. бояр ^по ■всей вероятностное XII в.) служили светские лечцы как русские, так и иноземные. Так, при дворе Владимира" Мономаха служил лечец-армянин, имявал за ними и пользовался большой популярностью в народе. Однажды он исцелил Владимира Мономаха *, когда тот был еще черниговским князем,- послал ему «зелья», от которого князь Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя, но Агапит попросил передать дорогие княжеские поларки неимущим людям. «И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали». Таким образом, «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выределять болезнь по пульсу и внешнему -виду больного и был очень популярен в народе. А при княжеском дворе в Чернигове в XII в. служил известный врачеватель Петр Сириянин (т. е. сириец). Лечцы широко использовали в своей практике опыт народной медицины. Некоторые, древнерусские мона-стырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания. Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник Святослава». Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076 гг.) для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. «Изборник» по своему содержанию вышел за рамки первоначальной задачи - связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской мора-п» - и приобрел черты энциклопедии. Описаны в нем и некоторые болезни, соответствующие тому времени представления об их причинах, лечении и гредупреждении, приведены советы о витании (например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать. тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения. В «Изборнике» говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые уме-.7Н «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие больные или: мертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны. гаже ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна. В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными. По уровню развития санитарного дела Древнерусское государ-" ство в X-XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и о спвг циалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств. На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X-XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы - одни из древнейших в Северной Европе (рис. 68). Заметим, что в Германии водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые были положены в XIV в. Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня (рис. 69), которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи. Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора (XI в.). Спустя столетия известный русский акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812) писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою... бане» (1783). В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». Так, в 1092 г. в Киеве «многие человеки умирали различными недугами». В центральной части Руси «в лето в 6738 (1230)... бысть мор в Смоленске, ство,риша 4 скуделницы в дву положишь 16000, а в третью 7000, а в четвертую 9000. Се же зло бысть по два летг. Того же лета бысть мор в Новгороде: от глада (голода). И инии люди резж ху своего брата и ядаху». Гибель! тысяч жителей Смоленска свидетель ствует о том, что болезнь была чреэ-вычайно заразной и сопровождал а ~ высокой смертностью. Летопись соо< щает также о «великом море» на I си в 1417 г.: «..мор бысть страшен ЗГ ло на люди в Великом Новгороде и э Пскове, и в Ладозе, и в Руси». В народе бытовало мнение, что я ровые поветрия возникают от свегг естественных сил, изменения положи ния звезд, гнева богов, перемены -:-годы. В русских народных сказках т*-ма изображалась женщиной гром ного роста с распущенными волосг? з белой одежде, холера - в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии:: идущий следом за ними голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, го-эожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий - эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней. Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240-1480). Монголо-татарское иго разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней Азии и Кавказа. Непрекращающаяся борьба русского народа заставила завоевателей отказаться от идеи создания на Руси своих органов управления. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы. Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Бело-зерский монастырь, основанный в 1397 г. и не подвергавшийся вражескому нашествию. В стенах монастыря в начале XV в. монах Кирилл Белозерский (1337-1427) перевел с греческого «Галиново на Иппократа» (комментарии Галена к «Гиппократову сборнику»). При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры. В XIII-XIV вв. в русских землях окрепли новые города: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. Во главе объединения русских земель встала Москва. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Николая чудотворца в плотниках, храм Здесь венчался Салтыков-Щедрин
- Значение слова потир Что такое потир
- Именные иконы Ульяна ольшанская святая
- Код категории налогоплательщика
- Годовой бухгалтерский отчет
- Кетчуп в домашних условиях на зиму
- Как приготовить омлет в кружке
- Творожное печенье на скорую руку Песочное печенье с творогом на скорую руку
- Запеченная свинина с грибами в духовке
- Сушеный корень сельдерея: феномен красоты и здоровья