Главная - Отопление
Презентация на тему "русь расправляет крылья". Русь расправляет крылья Московский князь иван калита

1. Напиши, что изготавливали мастера.

Мастера, изготавливающие вооружение и доспехи - бронники, щитники, лучники, кольчужники.

Бронники - броню

Щитники - щиты

Лучники - луки и стрелы

Кольчужники - кольчугу

2. Рассмотри картину А.Васнецова "Московский Кремль при Иване Калите".

Ответь на вопросы:

  • Что изображено на переднем плане картины? О чём это свидетельствует? На переднем плане изображена небольшая часть реки с лодками и торговыми судами. Москвичи успешно торговали. На пристанях у Москвы-реки стояло множество кораблей с товаром.
  • Какое ещё средство передвижения можно увидеть на картине? Можно увидеть у пристани телегу запряженную лошадью
  • Как выглядели проездные башни того времени? Башни были деревянные из мощных дубовых стволов. Толщина стен от 2 до 6 м, а высотой не ниже 7м.
  • Из какого материала строили дома? Постройки были деревянными
  • Почему город часто горел? Из-за того, что было много построек из дерева.
  • Какие ещё постройки можно увидеть на территории Кремля? Из какого они материала? Княжеские хоромы, деревянные церкви. На холме - крыши, крыши, припорошенные снегом, - постройки бояр, служивых людей, ремесленного люда. Постройки были из дерева.

3. Запиши название символа власти, изображённого на рисунке.

Это шапка Мономаха.
В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти.

Тема: « Русь расправляет крылья »(«ШР»)

Цель урока: сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

Планируемые результаты:

-личностные : осознавать свое единство с окружающим миром.

-предметные : осознавать познаватель­ную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять из­вестное и неизвестное

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, мультфильм, карточки для рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Русь расправляет крылья »(«ШР»)

Цель урока: сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

Планируемые результаты:

Личностные : осознавать свое единство с окружающим миром.

Предметные : осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное

Оборудование:

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Деятельность учащихся.

УУД

1.Организация начала урока;

Словесный

1 мин

Присаживайтесь ребята.

Приветствуют учителя;

Беседа, диалог

3 мин

В каком году монголы напали на Русь?

Кто такой хан?

Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя?

Какая новая угроза нависла над Русью?

Когда состоялась битва на Неве?

Кто возглавил русскую дружину?

Как прозвали князя Александра после победы над шведами?

Когда состоялась битва на Чудском озере?

2. Тест

1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

а) Чингисхан б) Батый в) Темучин

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань б) Владимир в) Новгород

3. Какой город долго сопротивлялся монголам?

а) Новгород б) Рязань в) Козельск

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп б) налог в) дань

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли:

а) монголы

б) шведы

в) рыцари-крестоносцы

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

а) Александр б) Ярослав в) Владимир

7. Какое прозвание получил новгородский князь после победы над шведами?

а) Мудрый б) Невский в) Вещий

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

Мотвационный

Словесный, наглядный;

5 мин

(Заслушать желающих.)

Кто нашел дополнительный материал об Александре Невском? Поделитесь с нами новой информацией.

Кто может предположить тему нашего урока?

Какие цели мы перед собой поставим?

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

4. Усвоение новых знаний

10 мин

1. Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский. (Александр.) 2. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. (Дань.) 3. Название государства монголов. (Золотая Орда.) 4. Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев. (Клин.) 5. Синоним слова «бой». (Битва.) 6. Река, на которой 15 июля 1240 г. были разбиты шведы. (Нева.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: Калита.)

2. Словарная работа

Найдем в толковом словаре значение данного слова. (Калита - кожаный мешочек для хранения денег, который прикрепляли кремню. Современное слово - кошелек.)

Проблемный вопрос: какое отношение слово «калига» имеет к теме нашего урока?

Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Русь расправляет крылья»)

1. Работа с картой

Найдите на карте на с. 61 учебника Северо-Восточную Русь. Назовите ее города. (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль.)

2. Работа по учебнику С. 65-66

(Ученики самостоятельно читают текст.)

Что вы можете сказать по карте о городах Северо-Восточной части Руси? (Эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.)

- Какие ремесла возрождались? (В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)

- Какой монастырь основан около города Радонежа? (Троицкий.)

Кто его основал? (Сергий.)

Выполняют работу в группах;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

5. Динамическая пауза

1 мин

Выполнение разминки.

15 мин

А сейчас мы поговорим о московском князе Иване Даниловиче. Его прозвали Калита. Почему? Узнайте об этом, прочитав статью в учебнике «Московский князь Иван Калита». (Ученики работают с текстом самостоятельно, отвечают на поставленный вопрос.)

Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль.)

Какими стенами его обнесли? (Дубовыми.)

Найдите одно неверное утверждение, выполняя задание 1 на с. 22 и работая в парах. (3.)

- Самостоятельно выполните задание 2. Назовите три слова, которые вписали в клеточки. (Калита, Константин, Кремль.)

- Знаете ли вы название монастыря на иллюстрации в задании 3 на с. 23? (Троицкий монастырь, Троице-Сергиев.)

2. Мозговой штурм

1. Какие земли оказались более безопасным для жизни? (Северо-восточные земли, наиболее удаленные от Орды.)

2. Какие города здесь располагались? (Москва, Тверь, Ярославль и др.)

3. Чем занимались князья этих земель? (Ставили новые города и крепости.)

4. Какие ремесла возродились в этих городах? (Трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)

5. Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий.)

6. Кто его основал? (Сергий.)

7. Кто правил в Москве в те времена? (Иван Данилович.)

8. Почему его прозвали Калитой?

9. Что происходило с Москвой при его правлении? (Москва богатела и росла.)

10. Как это удавалось Ивану Калите? (Он сумел войти в доверие к хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей Русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне.)

11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха.)

12. Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена? (Московское.)

13. Чем прославился в истории Иван Калита? (Он начал объединение вокруг Москвы русских земель.)

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

7. Подведение итогов.

Словесный;

Ответы на вопросы;

Какова была цель урока?

Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 69 учебника.)

Вспоминают цели урока.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

8. Рефлексия

1 мин


- Какой вывод вы для себя сделали?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?

Кого можно поблагодарить за урок?

(Оценивание своих знаний с помощью картинок-символов: все понял, смогу объяснить другому; понял, но другому объяснить не смогу; остались вопросы.)

Домашнее задание

2. Подготовить сообщения о возникновении Москвы, Кремля.

Выполняют задание учителя.

Более восьми веков прошло с тех пор, как на крутом Боровицком холме, поросшем густым сосновым бором, по приказу русского князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость. Шел 1147 г. Эту дату принято считать годом основания Москвы. Площадь того древнего поселения, по летописным источникам, из конца в конец составляла всего 300 шагов.

В XIII в. Москва стала центром одного из русских княжеств. В XIV в. великий московский князь Иван Калита спешил укрепить Москву. Построим новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 г. Обтесанные дубовые бревна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 см. Эта крепость прослужила более 25 лет.

Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха - символ власти.)

Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приемов обязательно имели при себе особые знаки власти - регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой - круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха.

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале XII в. киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху. Легенда возникла в конце XV в. Тогда усиливалась власть потомков Владимира - московских князей, и им нужно было обосновать идею, что Москва - «третий Рим», преемница Древнего Рима и Византии.

На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в XIV в. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVII в., а в 1724 г. шапку заменили императорской короной. В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

5. Сообщения учащихся

Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достались глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городов. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город.

При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань, но и делал богатые подарки. В то время Иван сдружился с митрополитом, который тогда управлял всеми церковными делами на Руси, и хотя считался киевским, но жил не в Киеве, а больше во Владимире. Калита упросил его оставить Владимир и переехать в Москву. Митрополит переселился. Это был владыка Петр. С тех пор к Москве, как духовной столице, стала тянуться вся Русская земля. К митрополиту начали ездить по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. А Москве от этого прибыль и почет.

Среди этих забот Иван зорко следил за Тверью и ждал случая, чтобы погубить ее. Вдруг пронеслась весть, что в Твери неладно, что народ волнуется и бьет татар. Князь тверской в самом деле забыл об опасности и сгоряча позволил тверитянам умертвить послов хана. Калита знал, что Тверь дорого поплатится за свою горячность, и не медля поскакал в Орду. Хан, страшно озлобленный на тверитян, принял Ивана милостиво, назвал великим князем и отрядил с ним часть Орды для расправы с Тверью. Калита не только опустошил Тверь, но и покорил заодно и другие княжества Русской земли и таким образом покончил со всеми врагами Москвы.

Сделавшись великим князем, Калита стал еще чаще ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошел в доверие к хану. Удельные князья видели это, и ни один из них не смел спорить с Иваном, все слушались и боялись его. Хан совсем вверился московскому князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повел это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнилась. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно - там брал силой. Московское княжество год от года все росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси.

При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таким образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех ее бедствий - уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать вокруг Москвы разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси.

Предварительный просмотр:

Тема: « Трудные времена на Русской земле »(«ШР»)

Цель урока: : сформировать представления о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества. .

Планируемые результаты:

Личностные : целостно воспринимать окружающий мир.

Предметные : усвоят, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в наших лесах; узнают о многообразии видов зверей.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, мультфильм, карточки для рефлексии.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Деятельность учащихся.

УУД

1.Организация начала урока;

Словесный

1 мин

Присаживайтесь ребята.

Приветствуют учителя;

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

2.Проверка домашнего задания;

Словесный, практический, наглядный;

Беседа, диалог

3 мин

Карточка 1

Что собой представляли рукописные книги?

Карточка 2

Что такое летопись? Кто ее вел?

Расскажите, что в оформлении древних книг напоминает современные книги. Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни?

2. Тест

1. Летопись - это:

а) запись важнейших событий

б) первая рукописная книга

в) славянская азбука

2. На Руси первые книги писали на:

а) папирусе

б) бересте

в) пергамене

3. Славянскую азбуку создали:

а) Минин и Пожарский

б) Кирилл и Мефодий

в) Геродот и Нестор

4. Киноварь - это краска:

а) зеленого цвета

б) оранжево-красного цвета

в) голубого цвета

(Учитель может использовать задания теста 10 «Древняя Русь» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)

3. Повторение

Вспомним некоторые события и людей в истории Древней Руси. От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных.)

Как звали языческого бога грома и молнии у древних славян? (Перун.)

Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев.)

Кто был главой Руси? (Великий князь киевский.)

- Как называлось войско князя? (Дружина.)

Как звали князя, при котором принято христианство? (Владимир.)

- Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счет торговли? (Новгород.)

- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

Вступают в беседу с учителем; отвечают на вопросы;

Р.: Адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

П.: Осуществлять синтез как составление целого из частей.

К.: учиться формулировать собственное мнение и учитывать разные мнения и стремится к их координации.

3. Мотвационный

Словесный, наглядный;

беседа, постановка темы и целей урока;

5 мин

Какое сообщение на тему «Как рождается книга в наши дни» вы подготовили?

(Выслушать рассказы желающих.)

III. Самоопределение к деятельности

Под большим шатром

Голубых небес -

Вижу, даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение «Русь» написал известный поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства хотел передать поэт читателям? (Мнение детей.)

А когда враг нападал, то для людей русских какие наступали времена? (Мнение детей.)

Вы догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (Высказывания детей.)

Тема урока: «Трудные времена на Русской земле». Какую проблему на уроке можем поставить? (Каким испытаниям подвергалась Русь в XIII в. ? Почему люди воюют?)

- Давайте сформируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения.

По данной теме я хотел бы узнать...

Мне это нужно потому, что...

Для этого я должен на уроке...

А изучать данную тему будем по плану.

План

1. Нашествие Батыя.

2. Александр Невский:

а) битва на реке Неве;

б) битва на Чудском озере.

Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах.

Вступают в диалог с учителем, формулируют тему и цели урока;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

4. Усвоение новых знаний

Словесный, наглядный, практический;

Беседа, ответы на вопросы, работа с иллюстрацией;

10 мин

Работа в группах

Зная задачи урока, приступим к их реализации. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

Как будем оценивать работу групп? (Критерии оценки: полнота представленной информации, ясность, точность.)

Этапы работы

2. Распределить задания между членами группы.

3. Найти ответы на вопросы.

4. Пересказать участникам группы.

5. Выступить группой перед классом.

(Первое задание группам - выяснить значения слов. Каждая группа ищет в словаре значения двух слов.)

Монголы - кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

Золотая Орда - государство, созданное монголами после завоевания Руси.

Дань - налог, взимаемый победителем с побежденных.

Хан - правитель Золотой Орды.

Рыцарь - конный воин, защищенный доспехами.

Крестоносцы - рыцари, на одежде и доспехах которых был изображен крест.

(Каждая группа историков-исследователей получает задание.)

Задание для первой группы

Расскажите о монголах. Для этого прочитайте текст «Нашествие Батыя на Русь» и ответьте на вопросы.

1. Кто такие монголы?

2. В чем заключалась сила монгольских племен?

3. Кто возглавлял войско завоевателей?

4. Какое княжество подверглось первому удару?

5. Почему пала Рязань?

6. Какие еще города заняли кочевники?

7. Что вы узнали об обороне Козельска?

8. Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

9. Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы победили.

Задание для второй группы

- Прочитайте текст «Защита северо-западных рубежей. Князь Александр Невский» и ответьте на вопросы.

1. Какие цели преследовали шведы и немцы?

2. Почему именно это время они выбрали для наступления?

3. Почему Александр одержал победу над шведами?

4. Какое прозвание получил Александр за эту победу?

5. Почему рыцарей называли крестоносцами?

6. Как построили свои войска крестоносцы?

7. Как построил свои войска Александр?

8. Как проходила битва и чем закончилась?

Вступают в беседу, отвечают на вопросы;

Выполняют работу в группах;

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

5. Динамическая пауза

1 мин

Выполнение разминки.

Выполняют разминку вместе с учителем;

6. Закрепление полученных знаний

Практический метод; чтение текста.

Практическое задание, работа в парах;

15 мин

Рассмотрите карту на с. 20. Используя карту на с. 61 учебника, выполните задание.

(Взаимопроверка по учебнику.)

Выполняя задание 3 на с. 21, найдите слова, которые относятся к истории Древней Руси. (Восточная Европа, страна городов, великий князь.)

- Найдите слова, которые относятся к истории монголов. (Азиатская часть Евразии, хан, кочевники.)

Когда Батый напал на Русь? (В 1237г.)

- Впишите даты этих событий, выполняя задание 4 на с. 22.

2. Мозговой штурм

1. Кто напал на Русь в XIII в.? (Монголы.)

2. Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый.)

3. Какой первый русский город оказался на пути завоевателей? (Рязань.)

4. Сколько дней оборонялись рязанцы? (Пять дней, но на шестой день силы защитников иссякли. Монголы, ворвавшись в город, разгромили и сожгли его, все жители погибли.)

5. Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? (Семь недель войско Батыя провело под городом Козельском.)

6. Что случилось с Киевом? (В 1240 г. он был захвачен и разрушен.)

7. Как стало называться государство монголов? (Золотая Орда.)

8. Какая появилась новая угроза? (Опасность исходила от шведов и немцев.)

9. Кто выступил против них? (Молодой новгородский князь Александр.)

10. Какое прозвание он получил после победы? (Невский.)

11. Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище.)

12. Как строились крестоносцы? С какой целью? (Клином. Он пробивал самую крепкую оборону.)

13. Чем закончилась битва 5 апреля 1242 г.? (Крестоносцы оказались в западне, многие из них провалились под лед и утонули.)

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Выполняют работу в группах.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

7. Подведение итогов.

Словесный;

Ответы на вопросы;

Вернемся к главному вопросу урока. Какие испытания обрушились на Русь в XIII в.? (Ответы детей.)

Почему люди воюют? (Желание завладеть чужой территорией. Желание присвоить чужие богатства. Желание иметь власть над людьми. Желание заставить людей другой страны работать на себя.)

Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать об этом в исторических энциклопедиях, в Интернете. Закончить наш урок я хочу словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе - сила!

Никто не справится с тобой!

Записывают домашнее задание.

Л.: владеть общим приёмом решения задач.

П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

8. Рефлексия

1 мин

Закончите начатое предложение.

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я удивился...

Теперь я могу...

Было трудно...

Мне захотелось...

Я поставил себе на уроке отметку..., потому что...

Я считаю, что дома мне надо..., так как...

Домашнее задание

2. Выполнить задания 2, 5 на с. 21-22 рабочей тетради.

3. Написать мини-сочинение «Ледовое побоище глазами очевидцев».

4. Найти дополнительный материал об Александре Невском и сделать сообщение в классе.

Выполняют задание учителя.

К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Приводить факты возрождения северо - восточных земель Руси. Рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты, прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы, обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные

Знать

Уметь

пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

К. - формулировать свои затруднения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Основные понятия и определения

понятия: монастырь, Иван Калита.Как возрождалась Русь? Как происходило усиление Московского княжества?

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о возрождении Руси, начале объеди-нения русских земель вокруг Москвы. По иллю-страции опишем древнюю Москву.

Вспомни, какими ремёслами славилась Древ-няя Русь.

Изучение нового материала

Русь расправляет крылья

КАК ВОЗРОЖДАЛАСЬ РУСЬ

Работа с исторической картой

Найдите на карте (с. 61) Северо-Восточную Русь. Назовите её города. Проверьте себя по тексту учебника.

Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам.
Нужно было налаживать жизнь заново.

Более безопасными для жизни стали северо-восточные земли, наиболее удалённые от Орды. Здесь располагались города Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль. Сюда направились переселенцы из других русских краёв. Природа давала всё необходимое для жизни — земли, удобные для обработки, леса, обильные дичью, реки и озёра, богатые рыбой.

Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами. Они ставили новые города и крепости. Постепенно возрождались прежние
ремёсла. В городах Северо-Восточной Руси трудились искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы. Особо стали цениться мастера, из-готавливающие вооружение и доспехи, — бронники, щйтники, лучники, кольчужники.

Крестьянин

Потянулись из города в город купеческие ка-раваны. Спокойно и прибыльно торговали купцы под княжеской защитой.

Возникали новые монастыри. Нередко бывало так: поселится монах-затворник в дремучем ле-су, а к нему потянутся люди за советом, уте-шением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами.

Около города Радонежа в середине XIV века возник Трбицкий (позднее Трбице-Сёргиев) мо-настырь. Основал его Сёргий. Его начали назы-вать Сергием Радонежским. К старцу обраща-лись за советом и поддержкой князья, бояре и простой люд. Всем помогал своим словом Сер-гий, никому не отказывал. Вскоре обитель, осно-ванная им, прославилась по всей Руси.

МОСКОВСКИЙ КНЯЗЬ ИВАН КАЛИТА

Московский князь Иван Данилович, внук Алек-сандра Невского, заботился о порядке в своём княжестве. Он правил с 1325 по 1340 год.

Москва — центр княжества — при нём богатела и росла. В Москву переселялись купцы, ремес-ленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. Москвичи успешно торговали. Летом на пристанях у Москвы-реки стояло мно-жество кораблей с товаром. Зимой тянулись сан-ные обозы.


Москва при Иване Калите

При Иване Даниловиче не сидели без дела строители. По Москве-реке в город шли плоты и суда с белым камнем. Его добывали недалеко от Москвы. Искусные каменщики возвели на Бо-ровицком холме первые белокаменные соборы.

Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами вместо прежнего бревенчато-го забора. Именно в ту пору крепость стала именоваться Кремлём. Возле Кремля образова-лось торжище — место торговли.

Иван сумел войти в доверие к хану Золотой Орды. Московскому князю разрешили самому собирать дань для Орды. Кто знает, сколько денег из собранного осталось в руках бережли-вого князя?! Эти накопления пригодились ему — немало прикупил он новых земель, неуклонно расширяя свои владения.

Был князь бережлив, но не скупился, когда надо было помочь обездоленным. На поясе он всегда носил кошель с деньгами (по-древне-русски «калита»), из которого подавал нищим. Поэтому и прозвали его Калитой.

В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти. Ле-генда рассказывает, что её прислал в подарок византийский император Константин Мономах одному из русских князей. Восемь золотых пластин, покрытых тончайшими узорами и дра-гоценными рубинами и изумрудами, украшают шапку. Она увенчана крестом.

Московское княжество стало сильнейшим в Се-веро-Восточной Руси. Иван Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы.

Калита Щапка мономаха

Осмысление и понимание полученных знаний

Проследи по карте на с. 73, как собирались вокруг Москвы русские земли.

Обсудим!

Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехах его правления?

Проверь себя

Какие факты о возрождении Северо-Восточной Руси ты можешь привести? 2. Чем из-вестен в истории Иван Калита? Почему он по-лучил такое прозвище?

Вывод

Центром возрождения Руси стали её северо-восточные земли. Вокруг Москвы стали
объединяться русские земли.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: монастырь

2.По иллюстрации на с. 67 расскажи о Моск-ве времён Ивана Калиты.

3.С помощью Интернета подготовь сообще-ние о шапке Мономаха.

Откуда мы родом? НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РУСИ! Русь изначальная.

Северо - Восточная Русь

План

1. Возрождение Руси


1. Возрождение Руси

Обрушившиеся на Русь несчастья не сломили людей. Уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам, возвращались в свои разрушенные города. И начинали налаживать жизнь по новой.

Наиболее удаленные от Золотой Орды были Москва, Суздаль, Владимир, Ростов, Тверь, Ярославль. В эти северо-восточные земли и направлялись переселенцы из других русских краев. Все необходимое для жизни давала природа — земли для обработки; леса, богатые дичью; богатые рыбой реки и озера.

Князья Северо-Восточной Руси ставили новые города и крепости. Возрождались ремесла. На Руси трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы. Особенно ценились мастера по изготовлению доспехов и вооружения — лучники, щитники, кольчужники, бронники.

Из города в город потянулись купеческие караваны. Под защитой князей купцы торговали спокойно и прибыльно.

Возникали новые монастыри. В 14 веке возле города Радонежа возник Троицкий — позднее Троице-Сергеев монастырь . Его основал Сергий , в последствии названный Радонежским . Князья, бояре и простой люд шли за советом к старцу. Он всем помогал словом, ни кому не отказывал. В 1380 году он благословлял князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Основанный Сергием монастырь прославился на всю Русь.

2. Князь Московский — Иван Калита.

Московский князь Иван Данилович правил с 1325 по 1340 года. Он был внуком Александра Невского. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и ещё семь мелких городов. Но со временем маленькое княжество стало самым большим и сильным среди русских земель.

Москва при Иване Даниловиче богатела и росла. В нее переселялись купцы и ремесленники, желающие жить под надежной защитой. Князь заботился о порядке в своем княжестве. Москва успешно торговала. Летом на пристанях Москвы-реки стояли корабли с товаром, зимой тянулись санные обозы.

По Москве-реке шли плоты с белым камнем, который добывали недалеко от Москвы. На Боровицком холме возводили первые белокаменные соборы.

Крепость обнесли новыми дубовыми стенами вместо бревенчатых заборов. В ту пору крепость стала именоваться Кремлем. Возле Кремля образовалось торжище — место торговли.

При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань и делал богатые подарки, но ещё собирал дань со всей Русской земли. Калита повёл это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнела.

При правлении Ивана Калиты нашествия и погромы монголов прекратились. Князь понял, что причина всех бедствий Руси — удельные князья. Он стал сращивать с Москвой разрозненные части Русской земли. За это его называют первым собирателем Руси.

Народ дал князю прозвище — Калита. Калита — так на Руси называли кожаную сумку для денег.

Калитой окрестили князя по двум причинам:

  • ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра.
  • Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи нищим.


Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приёмов обязательно имели при себе особые знаки власти – регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это была

Урок Окружающего мира в 4 классе по теме:

«Русь расправляет крылья»

Пономарь Майя Егоровна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2, п. Мостовского Краснодарского края

Цели урока:

    Сформировать представление учащихся о начале возрождения Руси.

    Развивать речь учащихся, формировать коммуникативные навыки.

    Развивать умение работать с картой, тестами, учебником, дополнительной литературой.

    Воспитывать интерес и уважение к истории нашей Родины.

    Оборудование: учебник «Мир вокруг нас», 4 кл., авт. А.А. Плешаков, карта «Киевское государство в XIII в.»

    Ход урока

    Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания по плану:

    XIII веке?

· XIII в веке.

· Монгольские воины.

· Поход Батыя на Русь.

·

3.П

·

Прослушивание сообщений учащихся.

1.Какая опасность возникла для Руси в XIII веке?

Кочевые племена монголо-татар XIII в веке

Ученик 1. В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники - монголо- татары. Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Монголо-татары занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы перехо­ дили с места на место в поисках новых пастбищ.

Монголы жили в юртах - легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были не­ прихотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

    Монгольские воины.

    Ученик 2. Племена монголов были сильны своей многочисленностью и во­енной организацией. В их войске царила железная дисциплина. Кочевая жизнь делала из каждо­ го монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стре­ лять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.

    Поход Батыя на Русь.

    Ученик 3. Поход на Русь возглавил хан Батый. Поздней осенью 1237 года он привел к рус­ ским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское кня­ жество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи.

    Пять дней оборонялись рязанцы, но на шестой день силы защитников иссякли. Монголо-татары ворвались в город, разгромили и сожгли его, а все его жители погибли.

    2.Какие города оказали наибольшее сопротивление монголо-татарам?

    Защитники Владимира. Оборона Козельска.

    Ученик 4. В феврале 1238 года полчища Батыя осадили Владимир. Княжеское семейство и многие бояре затворились в храмах. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе. Тогда же захватчики заняли города Коломну, Москву, Тверь. Завоеватели разрушили и сожглимногие прекрасные рус­ ские города.

    Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. На обратном пути в южные степи Батыева рать семь недель провела под небольшим городом Козельском. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и за­ щитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 году был разграб­ лен и разрушен Киев.

    3. П оследствия нашествия монголо-татар на Русь.

    Установление монголо-татарского ига.

    Ученик 5. Почти вся Русь была разорена монголо-татарами. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголо-татар. Отныне Руси пришлось выплачивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжествами.

    Почему же Русь покорилась монголо-татарам? Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности - его воен­ ная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести лет по­ надобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

III. Проверочный тест по теме: «Трудные времена на Русской земле».

IV. Физкультминутка.

V. Работа над новой темой.

Тема нашего урока – «Русь расправляет крылья» (О том, как возрождалась Русь)

Как вы понимаете слово «возрождалась»?

В словаре Ожегова говорится, что возрождение – это восстановление, подъем после периода упадка, разрушения.

Рассказ учителя.

Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново.

Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами. Они ставили новые города и крепости. Постепенно возрождались ремёсла.

Потянулись из города в город купеческие караваны.

Возникали новые монастыри. Нередко бывало так: поселится монах-затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами. Около города Радонежа в серединевека возник Троицкий (позднее Троице-Сергиев) монастырь. Основал Троицкий монастырь Сергий Радонежский. К старцу обращались за советом и поддержкой князья, бояре и простой люд. Всем помогал своим словом Сергий. Вскоре обитель, основанная им, прославилась по всей Руси.

Более безопасными для жизни стали северо-восточные земли, наиболее удалённые от Орды. Здесь располагались города Москва, Тверь, Ярославль.

- Как вы думаете, какой из крупных городов северо-восточной Руси был более богатым?

- Какое место в нашем государстве занимает Москва?

- Кто же сделал Москву богатой, кто заботился об этом городе в XIII веке?

Что вы знаете о князе московском Иване Даниловиче?

Рассказ учителя:

Московский князь Иван Данилович заботился о порядке в своём княжестве. Иван был сильным и авторитетным князем. Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег.

Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань, но ещё и делал богатые подарки.

Более восьми веков прошло с тех пор как на крутом Боровицком холме, поросшем в то время густыми сосновым бором, по приказу русского князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость. Шёл 1147 год. Эту дату принято считать годом основания Москвы. Площадь того древнего поселения из конца в конец составляла всего 300 шагов.

В XIII веке Москва стала центромкняжества. В XIV веке великий московский князь Иван Калита спешит укрепить Москву. Умелые плотники строят новые дубовые стены и башни, взамен сгоревших в 1331 году. Именно в эту пору крепость стала именоваться Кремлём. Отёсанные дубовые брёвна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 см. Эта крепость прослужила более 25 лет. По Москве-реке в город шли плоты и суда с белым камнем.

Возле Кремля образовалось торжище – будущая Красная площадь. Дороги, ведущие к Кремлю, превратились со временем в главные московские улицы.

В то время Иван Калита сдружилсяс митрополитом, который тогда управлял всеми церковными делами Руси. Владыка Пётр переселился из Владимира в Москву.

С тех пор к Москве, как духовной столице, стала тянуться Русская земля. К митрополиту начали ездить по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. А Москве от этого была прибыль и почёт.

В XIV в. Московское княжество стало сильнейшим на Руси.

В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приёмов обязательно имели при себе особые знаки власти – регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой – круглую державу, а голову венчала своеобразная и очень дорогая шапка – великокняжеский головной убор.

В своём завещании Калита назвал убор золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти. Легенда рассказывает, что будто бы её прислал в подарокрусскому князю византийский император Константин Мономах.

Восемь золотых пластин, покрытых тончайшими узорами и драгоценными рубинами и изумрудами, украшают шапку. Она увенчана крестом.

VI. Итог урока.

«А Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей!»

Афанасий Никитин.

«Хождение за три моря».

VII. Домашнее задание.

Рассказать, чем известен в истории Иван Калита?

Составить рассказ о Москве времён Ивана Калиты.

 


Читайте:



Книга в кратком изложении

Книга в кратком изложении

Эта книга посвящена каждому, кто когда-либо боролся с искушением, зависимостью, откладывал дела в долгий ящик и уговаривал себя что-то сделать, -...

Свадебное платье: к чему снится сон

Свадебное платье: к чему снится сон

Доброго времени суток, или доброе утро, если вы только что проснулись от свадебного сна. В очередной раз затрагиваю тему подвенечного наряда в...

Варенье из кизила с косточками

Варенье из кизила с косточками

Такая полезная ягода как кизил часто используется не только в народной медицине, но и в кулинарии. Ее добавляют в компоты, джемы, мармелад, пастилу...

Порча на здоровье: признаки, последствия и как её снять

Порча на здоровье: признаки, последствия и как её снять

Сильная порча на болезнь способна уничтожить не только здоровье человека, но и разрушить всю его жизнь. После того как жертва определит сглаз, ей...

feed-image RSS