Главная - Постройки
Учение анаксагора о началах бытия. Гомеомерии. Учение об Уме. Анаксагор. Принцип Анаксагора. Гомеомерия

– были совершенно непримиримы с предположением о существовании двух принципов: движущей силы и чисто пассивного вечного, неизменного вещества. Поэтому нельзя полагать, чтобы мог совершиться сам собой, без внешнего влияния, переход от систем этих философов к системам дуализма – учению, которое признавало наличие в бытии материи , с одной стороны, и духа , с другой, и делало попытку объяснить их взаимодействие. Мы имеем много фактов, заставляющих думать, что дуалистические системы не развились самостоятельно из учений первых ионийских философов, а созданы влиянием италийско-сицилийской философии на ионийскую. В особенности несомненно влияние Эмпедокла .

Первым представителем дуализма в ионийской философии был Анаксагор Клазоменский (500–428 гг. до Р. Х.). Он занимался философиею на родине, переселился в Афины, прожил там несколько десятков лет, был другом великого Перикла , подвергся преследованию со стороны врагов Перикла, обвинявших его в отрицании государственной религии, бежал в Лампсак (431) и через три года умер там (428).

Анаксагор. Фреска в Национальном университете Афин. Авторы - Э. Лебедзицкий и К. Раль, 1888

По учению Анаксагора, первобытная материя не какое‑нибудь одно вещество. Первоначал много; они состоят из мелких, неразрушимых и неизменных, «однородных частиц» – омеомерий (ομοιομερϊ). Анаксагор обозначает словом «омеомерия» собственно однородность частиц, ошибочно мнение, что названием «омеомерий» обозначаются сами эти частицы. Эти первобытные вещества учения Анаксагора совсем не то, что стихии Эмпедокла («земля, вода, огонь, воздух). Анаксагор говорит, что эти стихии Эмпедокла – вещества не однородные (άνομοιομερϊ) и потому не первобытные; каждая из них – смесь разнородных частиц. Стихий-первоначал и, следовательно, видов омеомерий гораздо больше четырёх, и уж тем более они не сводимы к чему-то одному, как считали философы-ионийцы. От атомов Демокрита омеомерии отличаются тем, что последние, по учению Анаксагора, бесконечно делимы, «ибо сколько ни дробить бытие, в небытие его превратить нельзя», «в малом нет наименьшего, но всегда есть меньшее». Между тем, атомы Демокрита дробить нельзя, и само слово «атом» в переводе с греческого означает «неделимое».

Но бытие, по Анаксагору, не сводится лишь к материальным омеомериям. Всё её развитие и жизнь, соединение и разъединение первоначал, создающие видимые нами предметы и перемены в них, производится действием духовной стихии – разума, Нуса (Νους). Этот разум, по учению Анаксагора, – совокупность всех сил природы и вместе с тем он обладает всеведением, всемогуществом и свободою. Он вносит в материю движение, жизнь и порядок. Жизнь и душа проявления этого разума; деятельностью разума в человеке достигается познание истины, а чувственные впечатления обманчивы. Целью жизни должно быть стремление к истине.

При нынешнем развитии естествознания многие из понятий учения Анаксагора о возникновении мира, о форме и природе небесных тел кажутся странными. Он полагает, что земля лежит неподвижно в центре вселенной на воздухе, форма земли – плоский цилиндр, солнце и звезды – раскаленные каменные массы. Согласно Анаксагору, первоначально все первобытные вещества были перемешаны между собою, это был хаос. Разум произвел круговое движение в одной из частей хаотической массы, движение распространялось, охватывало все больше и больше частей её; это расширение продолжается и теперь и будет продолжаться. По учению Анаксагора, оно идёт чрезвычайно быстро, и быстротою его разные вещества разделяются друг от друга, одни направляются вверх, другие вниз; но разделение между веществами происходит не полное. Даже в тех телах, которые кажутся нам совершенно однородными, примешаны к преобладающему веществу маленькие количества всяких других веществ; разница между телами по форме и по качеству состоит в том, что преобладающие в них вещества различны. Таким образом, из одного тела может произойти совершенно иное, хотя основные элементы тел неизменны.

Сочинение Анаксагора «О природе» было написано на ионийском наречии очень простым слогом, не многосложными периодами, а краткими предложениями. Учение Анаксагора имело большое влияние на мыслящих людей его времени, но противоречило народной религии.

Министерствообразования и науки Украины
Таврический Национальный Университет им. Вернадского

Анаксагор

Студентагруппы 301-и

математическогофакультета

СтепановаСергея Сергеевича

Симферополь


1. Жизнь и деятельность

2. Космогония и космология

3. Основные принципы теории материи

4. Разум и организация космоса

5. Литература

Жизнь и деятельность.

Анаксагор родился около 500г. до нашей эры вКлазоменах – небольшом, но в то время процветавшем приморском городкемалоазийской Ионии. Отец Анаксагора Гегесибул (или Евбул). Уже в раннемвозрасте у Анаксагора пробуждается интерес к научным изысканиям и равнодушие кпрактической деятельности. По этому он оставляет все имущество ближайшим родственниками покидает Клазомены. Через некоторое время Анаксагор и там обосновывается.

Афины бывшие до этого родиной государственныхдеятелей, законодателей, полководцев, обрели, наконец, первого крупногофилософа. Ученик Анаксагора, Архелай, был уже коренным афинянином; такимобразом, Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы,давшей впоследствии миру многих блестящих мыслителей, и конечно, Платона иАристотеля.

Анаксагор вскоре занимает заметное место в духовнойэлите города, благодаря дружбе с вождем демократической партии Периклом. Втораяжена Перикла, знаменитая Аспасия, женщина умная и образованная, сгруппировалакружок выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции, включавшийтрагика Еврипида, скульптора Фидия и др. К этому кружку относился и Анаксагор,оказавший большое влияние на Еврипида, что видно из некоторых произведенийпоследнего.

К концу 30-х годов V века до нашейэры, когда положение Перикла в качестве главы государства стало менее прочным,были возбуждены судебные преследования близких ему лиц. Анаксагор обвинялся вбезбожии и распространении учений о небесных светилах. Философу грозил смертныйприговор, но при содействии Перикла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке – богатомторговом городе на берегу Геллеспонта. Умер он в 428г. до нашей эры

Еще в Клазоменах Анаксагор мог без труда разыскать ипрочесть сочинения знаменитых милетцев – Анаксимандра и Анаксимена. В центревнимания молодого Анаксагора оказалась проблематика анаксименовского сочинения.Это была космологическая проблематика; точнее говоря, это было учение опроисхождении и структуре космоса, рассматриваемого как нечто целое. Анаксагорлюбил наблюдать за ночным небом и светилами с вершины мыса Миманта. ОтношениеАнаксагора к ночному небосводу имело, скорее, эстетический характер. Недаромсуществует рассказ, что, будучи спрошен, ради чего лучше родится, чем неродится, Анаксагор ответил: «Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса».Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией, которая, как емупредставлялось, не могла быть результатом действия слепых, беспорядочных сил. Вмире должно существовать некое организующее и упорядочивающее начало, котороеприводит в действие весь ход мирового процесса и определяет устройство космосакак единого развивающегося целого. Впоследствии он обозначил это началотермином noū s, то есть Разум.

Из слов Плутарха следует, что Анаксагор обосновалпадения небесных тел. Падение метеорита в 467/66г. до нашей эры оказалосьблестящим подтверждением его концепции небесных тел как раскаленных каменныхглыб, удерживаемых в высоте силой круговращательного движения. Эта концепциябыла развита им еще до указанной даты.

Физическая теории Анаксагора, явившаяся предметомособого внимания Аристотеля, с одной стороны, а с другой – современныхисследователей античной философии, была разработана, по-видимому, в болеепоздний период жизни философа. Она испытала мощное воздействие идей Парменида.

Свое сочинение, в котором были изложены итоги егонаучно-философских изысканий, Анаксагор написал, по-видимому, уже на склонелет. У Плутарха имеется сообщение, что, находясь в тюрьме, Анаксагор занималсяпроблемой квадратуры круга, но нет ни каких свидетельств о том, что эти егозанятия привели к каким-либо результатам. Сочинение Анаксагора было написанопростой и ясной прозой, послужившей образцом для трактатов Демокрита и другихпозднейших ученых.

Афиняне хорошо помнили Анаксагора, о котором ходилимногочисленные рассказы, в последствии образовавшие устойчивую, прошедшую черезвека легенду. Прежде всего, легенда рисует Анаксагора как человека, целикомпосвятившего себя науке, то есть как ученого-профессионала. Весьма необычным сточки зрения греков того времени, было у Анаксагора отсутствие узкогопатриотизма, приверженности к родному полису. Как сообщает Диоген Лаэртский, навопрос: «Неужели родина тебя нисколько не интересует?» - Анаксагор ответил,указав на небо: «Помилуй бог! Родина даже очень интересует меня». А согласнодругому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили его, нежелает ли он быть перевезенным на родину, в Клазомены, он сказал: «Совсем этогоне нужно: ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен». Подобныйкосмополитизм, осознание себя гражданином вселенной, предвосхищал мироощущениефилософов эллинистической эпохи, но отнюдь не был типичен для Vвека. Вторая черта Анаксагора как человека – равнодушный к материальным благам.Его быт отличался скромностью и простотой. В этом отношении Анаксагор полностьюсоответствовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный,«созерцательный» образ жизни. Анаксагор отличался твердостью духа, даже в самыхтяжелых для него ситуациях. При получении известия о смерти сына, он сказал: «Язнал, что родил его смертным». А узнав о вынесении ему смертного при говора вАфинах, будто бы спокойно сказал: «Природа давно присудила (к смерти) и меня, иих (судей)».

Утверждения Анаксагора, что звезды – раскаленныекамни, оторванные от Земли силой космического круговращения, что Солнце –огромная воспламенившаяся глыба, а Луна – тело, во многом подобное Земле и,может быть, обитаемое, послужили основаниями для обвинения. В ту эпоху этиутверждения были смелым вызовом общепринятым религиозным предрассудкам и в этомсмысле имели бесспорно прогрессивное значение. Анаксагор не являлся гражданиномАфин, не был связан перед афинянами никакими моральными обязательствами,поэтому его бегство не может быть поставлено ему в укор в качестве признакамалодушия или душевной слабости. Анаксагор был осужден Афинским судом пообвинению в безбожии. Отрицание общепринятых религиозных верований недекларировалось Анаксагором открыто, однако оно вытекает из всего его учения.При всем этом Анаксагору безусловно было присуще религиозное чувство, вызванноевосхищением красотой и совершенством космоса. Некоторые раннехристианскиеавторы клеймили Анаксагора как безбожника, другие, напротив, выделяли его изчисла прочих досократиков, усматривая в его Разуме предвосхищение идеи единогобога.


Космогония и космология.

В центре анаксагоровского учения о природе находиласькосмогоничная концепция – концепция происхождения и эволюции космоса.

Подобно своим предшественникам, Анаксагор считал, чтомир получил развитие из неопределенного и бесформенного первичного состояния. Сописания этого первичного состояния и начиналась первая книга его сочинения.Первичное состояние мира, по Анаксагору, представляло собой смесь всех веществ,которые потом обнаруживаются в этом мире,- или (как писал сам Анаксагор) всех «существующихвещей». Анаксагоровская идея первичной смеси была, по-видимому, вполнеоригинальной, не имевшей непосредственных предшественников в прошлом. Перваяфраза сочинения Анаксагора: «Вместе все вещи были, беспредельные и по множествуи по малости. Ведь и малое было беспредельным. И когда все вещи были вместе,ничто не было различно из-за малости…». Первичная смесь Анаксагора была лишенакакого бы то ни было движения, потому, что не было ничего, что заставило ееизменяться и перемещаться. Это представление было ново. Точка зрения Анаксагорасущественно отличается от концепций Эмпедокла и Левкиппа. У него движениеотнюдь не является свойством изначально присущим вещам нашего мира. Движениебыло привнесено в нее неким внешним фактором, который Анаксагор назвал Разумом(«noū s» - ум, разум). Ученые многоспорили по поводу того, является ли Разум материальной или духовной сущностью.В зависимости от решения этого вопроса учение Анаксагора трактовалось либо какособая форма материализма, либо, наоборот, как предвосхищение объективногоидеализма.

Для того чтобы прийти к правильному ответу на вопрос,что же такое Разум («нус»), рассматриваются функции, выполняемые им в процессекосмообразования. Первую из этих функций можно было бы обозначить по аналогии сидеями, развивавшимися в натур философии XVII-XVIIIвв.,-как функцию «первичного тела». В определенный момент времени в каком-тоограниченном участке пространства Разум сообщает первичной смеси мощноекруговращательное движение. «Таким образом, происходит вращение… под действиемсилы и скорости. Ведь силу порождает скорость. Скорость же их несравнима соскоростью какой бы то ни было вещи из тех, что ныне известны людям, безусловново много раз больше». «Разум стал властвовать над всеобщим вращением, так какон дал начало этому вращению». «И как должно быть в будущем, и как было то,чего теперь нет, и как есть – все устроил Разум, и то вращение, которое теперьсовершают звезды, Солнце, Луна, а также отделившиеся воздух и эфир». Основнаяроль кругового движения состоит в том, что это движение приводит к разделениюпервичной смеси на составляющие ее компоненты, которые образуют несколькоконцентрических слоев, или оболочек. «Плотное, влажное, холодное и темноесобралось там, где теперь Земля; редкое же, теплое и сухое ушло в дали эфира».По Анаксагору схема образования основных структурных элементов нашего мира. Этусхему можно разбить на несколько этапов.

Первый этап, как указывалось выше, характеризуетсяобразованием двух огромных центрических слоев, или, сфер, из которых внутренняясостоит из более плотного, влажного, холодного и темного воздуха, а внешняязаполнена разреженным, сухим, горячим и светлым эфиром…

На втором этапе космообразования происходитдальнейшая дифференциация этой структуры, прежде всего за счет воздушной сферы.Из нее выделяются относительно более влажные и темные массы; уплотняясь вокругэкваториальной плоскости космического вихря, они образуют Землю, принимающуювид плотной, расплющенной лепешки; она поддерживается в подвешенном состояниинаходящимся под ней воздухом. Другой неясной проблемой у Анаксагора былапроблема происхождения наземных вод – морей, озер и рек. С одной стороны, водадолжна была выделиться из воздуха еще до земли: ведь она занимает промежуточноеположение между воздухом и землей. Как пишет сам Анаксагор, «из этихвыделяющихся масс сгущается Земля. А именно, из облаков выделяется вода, изводы же земля, из земли же сгущаются камни от действия холода…». Однако этому,как кажется, противоречат доксографические свидетельства, согласно которымморе, по Анаксагору, образовалось из жидкости, находящейся в Земле.

К третьему этапу космообразования относитсявозникновение небесных тел – Солнца, Луны и звезд. По мере дифференциацииконцентрических оболочек космоса их движение приобретает все болеенеравномерный характер. В то время как внешняя, эфирная оболочка продолжаетвращаться с большой скоростью, захватывая все новые массы окружающей смеси илишь в силу этого постепенно замедляя свое движение, внутреннее ядро космосавместе с Землей испытывает значительно большее замедление и к настоящемувремени, по-видимому, почти совсем остановилось. Из-за этого края Земли – глыбыотрываются от нее и под действием эфирного жара эти глыбы раскаляются истановятся светящимися. Солнце – самая большая из этих глыб, величинойпревышающая Пелопоннес. Луна – другая большая глыба, она движется по орбитенаходящейся ближе к земле, чем орбита Солнца, по этому она не так раскалена.Анаксагор предполагал существование жизни на Луне. Звезды – это более мелкиекамни, воспламенившиеся под действием эфира. Они удалены от Земли дальше, чемСолнце и Луна; на своих местах они удерживаются силой вращательного движения.Но иногда, под влиянием какого-либо колебания или сотрясения, они срываются сосвоих мест и падают на Землю наподобие искр, гаснущих, как только они попадаютв более холодные области воздуха. Именно такой упавшей звездой был, по мнениюАнаксагора, знаменитый эгоспотамский метеорит, о котором было сказано выше.

Аристотель сообщает о том, как объясняет Анаксагорпоявление комет: кометы, по его мнению, представляют собой соединения планет,когда последние сближаются и кажутся касающимися друг друга.

Другая парадоксальная гипотеза была высказанаАнаксагором по поводу Млечного Пути. По его мнению, эта область ночного неба,на которую не падают солнечные лучи, поскольку она находится в тени земногодиска. В этой области нет звезд, свет которых затмевался бы солнечными лучами(днем мы вообще не видим никаких звезд, ночью же на участках неба, освещенныхСолнцем, мы воспринимаем только наиболее яркие звезды); поэтому то она светитсятак ярко.

Анаксагор понял, что солнечные затмения происходятлишь во время новолуния и при том только в тех случаях, когда луна оказываетсяна прямой соединяющей Солнце и земного наблюдателя. Представление о том, чтоЛуна получает свой свет от Солнца, также обычно связывалось с именем Анаксагора(об этом, в частности, пишет Платон в «Кратиле»). Отсюда легко было сделать шагк правильному объяснению лунных затмений. Это объяснение и было даноАнаксагором – чему не помешали его неверные представления о форме Земли.

Как полагал Анаксагор, некоторые количества горячегоэфира иногда попадают в более холодные воздушные области; при этом мы наблюдаемсначала блеск огня (молнии), а затем шум и шипение, сопровождающие егопотухание (гром). Малые количества эфира являются причиной зарниц; в этомслучае звук до нас не доходит.

Эфир Анаксагора нисколько не похож на эфир аристотелевских«надлунных сфер»: он обладает, в сущности, той же природой, что и воздух,отличаясь от последнего лишь тем, что он горячее, светлее, суше и разреженнее.Любопытно, что даже землетрясения вызываются у Анаксагора эфиром. Попадающийпод землю и в ее пустоты эфир стремится прорваться вверх и, не находя выхода,сотрясает земные пласты.

Анаксагор наряду с атомистами имеет право претендоватьна роль одного из основоположников позднейшей физической науки.


Основные принципы теории материи.

Разумеется, название «Теория материи» условное. Вэпоху Анаксагора еще не существовало философского понятия материи – ни в смыслеаристотелевской «гюле» (hyle), ни в том смысле, какой этот термин приобрел вфилософии Нового времени.

Традиционная трактовка учения Анаксагора находится подглубоким воздействием аристотелевской интерпретации воззрений большинствадосократиков (а именно тех философов VI-Vвв. до нашейэры, которых Стагерит называл «физиками» или «физиологами»). В основеаристотелевской интерпретации лежит понятие «начала» (archē ). У Анаксагора число начал безгранично, только у неготакими началами служат не атомы, а бесчисленные качественно-определенныевещества – гомеомерии. Термин «гомеомерия» (в буквальном переводе –«подобочастная») указывает на основное свойство этих веществ: у них любая частьподобна по своим свойствам целому (homoios – «подобный», meros– «часть»). Такова трактовка Аристотеля. Сам же Анаксагор называл эти начала,скорее всего, семенами (spermata) – термин, который в отличие от гомеомерий встречаетсяв анаксагоровских текстах. Согласно Аристотелю, у Анаксагора материальнымипервоначалами оказываются подобочастные вещества, или (если отказаться отаристотелевской терминологии) любые встречающиеся в природе качественно-определенныевещества.

Вопросы, занимавшие Анаксагора, восходили кПарменидовскому учению о бытии. Что нужно понимать под истинным бытием, котороене меняется, не увеличивается и не уменьшается, но всегда остается равнымсамому себе,- вот проблема, стоявшая перед мыслителями Vв. Каждый изних решал эту проблему по-своему. Решение Анаксагора было в известном смысленаиболее радикальным. Истинное бытие, по его мнению, присуще всемкачественно-определенным вещам окружающего нас мира, иначе говоря, всемфизически однородным веществам, и, прежде всего тем веществам, из которыхсостоят животные и растительные организмы. Анаксагор называл их «существующимивещами». Они существуют не потому, что доступны нашему восприятию (они могут ине восприниматься нами, как это имеет место в первичной смеси). Они существуютв строгом онтологическом смысле – в смысле парменидовского бытия (eon).Каждая из этих вещей есть и может не быть.

А отсюда непосредственно следует, что всякая«существующая вещь» не возникает и не уничтожается, но всегда остается равнойсамой себе как в количественном, так и в качественном отношении. В мирепроисходит лишь соединение и разделение «существующих вещей», которые дают намвидимость возникновения и уничтожения. Об этом ясно пишет сам Анаксагор в своемсочинении: «О возникновении и уничтожении у эллинов нет правильного мнения:ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется изсуществующих вещей и разделяется. И таким образом, правильнее было бы назватьвозникновение соединением, а уничтожение разделением». В другом фрагментеАнаксагор говорит о выделении «существующих вещей» из первичной смеси иподчеркивает, что при этом выделении «все в совокупности ни меньше и не больше(ибо невозможно быть больше всего), но все всегда равно».

Первое важнейшее положение теории материи Анаксагора:все «существующие вещи» не возникают и не уничтожаются, а существуют всегда водном и том же количестве. Для краткости называют это положение «принципомсохранения материи».

Но теперь Анаксагору нужно было решить основную проблему,почему качественно-определенные вещества, из которых состоят животные ирастения, не могут возникать из чего-либо другого? «Ведь каким образом,-спрашивает Анаксагор,- из не-волоса мог возникнуть волос и мясо из не-мяса?».Ведь они относятся к «существующим вещам», то есть должны удовлетворятьпринципу сохранения материи.

Анаксагор разрешает эту проблему самым радикальнымобразом. Нет таких вещей, которые состояли бы из чистого, несмешанноговещества. Каждая эмпирическая вещь представляет собой смесь всех «существующихвещей» - не некоторых, а именно всех , то есть бесчисленного ихмножества. «И так у большого и у малого имеется равное число частей, то итаким образом во всем может заключаться все. И не может быть обособленногосуществования, но во всем имеется часть всего».

Это положение, являющееся, безусловно, оригинальнойчертой теории Анаксагора, называют принципом «универсальной смеси». Анаксагорпонял, что его теория может считаться логически безупречной лишь в том случае,если к принципу «универсальной смеси» добавить еще два дополнительныхположения.

Первое из них – положение об относительности большогои малого. Так как в любой, сколь угодно малой или сколь угодно большой вещизаключена «часть всего», то тем самым стирается принципиальная разница междубольшим или малым. «И у малого ведь нет наименьшего, но всегда еще меньшее… Нои у большого всегда есть большее. И оно равно малому по количеству (то есть почислу входящих в его состав «существующих вещей»). Сама же по себе каждая вещьи велика и мала».

Отсюда необходимо вытекает и второе положение – обезграничной делимости вещества. В отличие от атомистов Анаксагор не допускалсуществования мельчайших, далее уже неделимых частиц – не допускал по следующимпричинам. Если бы такие частицы существовали, то они были бы простыми икачественно однородными. Но это находилось бы в противоречии с принципом«универсальной смеси». С другой стороны, такие неделимые частицы оказались быестественным масштабом абсолютной малости. Но такого масштаба, согласно Анаксагору,быть не может. Любая сколь угодно малая частица вещества заключает в себе все«существующие вещи» и, следовательно, не может считаться простой и однородной.

И так, с помощью сформулированных выше принципов –принципа сохранения материи и принципа универсальной смеси, а также связанныхсо вторым из этих принципов положений об относительности большого и малого и обезграничной делимости вещества Анаксагор решает проблему, поставленнуюПарменидом. Ему остается только объяснить, почему вещь, представляющая собойсмесь бесчисленного множества качественного однородных веществ, представляетсянам состоящей из какого-то одного вещества. Это происходит потому, говоритАнаксагор, что наши органы чувств воспринимают только то вещество, котороепреобладает в данной вещи. Если бы все вещества находились в ней в одной и тойже пропорции и были распределены равномерно, то она казалась быкачественно-неопределенной. Такова первичная смесь, в которой «ничто не былоразличимо».

Это положение непосредственно не вытекает ни изпринципа сохранения, ни из принципа универсальной смеси, поэтому его можнорассматривать в качестве самостоятельного принципа теории Анаксагора. Эгоназывают «принципом преобладания».

Теория материи Анаксагора была хорошо продуманной илогически безупречной теорией. Однако из нее следовали выводы, которые казалисьвесьма парадоксальными и не могли получить универсального признания ни в Vв.,ни в более позднее время.


Разум и организация космоса.

Лишь после изложения теории материи в своем сочиненииАнаксагор переходил к описанию процесса космического круговращения и указывална причину этого процесса, то есть на Разум. Любопытно, что стильанаксагоровского изложения здесь существенным образом меняется, становясьторжественным, почти гимноподобным, а Разум награждается всеми теми эпитетами ихарактеристиками, которые до нашего времени служат камнем преткновения дляисториков философии. То обстоятельство, что в ходе изложения своей теорииматерии Анаксагор не счел нужным что-либо сказать о Разуме, лишний разподтверждает мнение, высказывавшееся многими исследователями, что он нерассматривал Разум в качестве одного из материальных ингредиентов вселенной.Эпитеты «легчайший» («тончайший») и чистейший, которыми характеризуется Разум,следует понимать не буквально, а скорее в метафорическом смысле. В соответствиис архаичной логикой досократиков эти характеристики имели своей цельюпротивопоставить Разум всему вещественному, что подчинено закону универсальнойсмеси. Следует, однако, учесть, что русское слово «разум» («ум») – также каканглийское Mind или немецкое Geist – можетслужить лишь весьма приближенным эквивалентом греческого термина noū s. Бесспорно,что какие-то аспекты сознательной деятельности присущи Разуму Анаксагора – обэтом свидетельствует, в частности, та фраза, в которой говорится, что «исоединявшееся, и отделявшееся, и разделявшееся – все это знал Разум».

Не следует ли на основании всего сказанного заключить,что Разум Анаксагора был нерасчлененным, синкретичным понятием, в котором аспектыматериальности, вещественности были слиты с еще не обособившимися аспектамидуховности, сознательности? Выбор названия, разумеется, не полностью определяетсодержание самого понятия. Его наименование отражает лишь некоторый аспект,позволяющий уподобить основную функцию этого космического агента человеческойспособности постижения и предвиденья. Вызывая круговращение первичной смеси,Разум как бы предвидит те последствия, которые из этого круговращенияпроистекут. Деятельность Разума выражается в том, что он определяет эволюциюкосмоса в направлении все большей его организации. Но он организует космос непотому, что вмешивается в процесс космообразования, направляя его согласносвоей воле. Он это делает, сообщая первичной смеси мощное вращательное движениеи тем самым, позволяя проявиться объективным закономерностям, присущим мирувещей. Все развитие космоса как бы запрограммировано в «первичном толчке»,сообщаемом Разумом инертной материи.

Если Разум и можно уподобить сознательно действующемубожеству, то только в отношении выбора момента времени для началакосмообразования. Действительно, почему Разум осуществил свой «первичныйтолчок» именно тогда-то, а не на несколько миллионов лет раньше или позже? Ичто он вообще делал до этого? Эти вопросы задавались еще античнымикомментаторами, причем по этому поводу высказывались различные мнения. То лиАнаксагор писал о начале мира лишь в дидактических целях, а на самом деле онсчитал мир существующим вечно, то ли, подобно Платону, он полагал, что самовремя возникло вместе с миром.

Решение этой загадки можно найти в тексте сочинениясамого Анаксагора, где имеется любопытное место, с давних пор привлекавшеевнимание исследователей: «Если все обстоит, таким образом, то следует полагать,что во всех соединениях содержится многое и разнообразное, в том числе и семенавсех вещей, обладающие всевозможными формами, цветами, вкусами и запахами. Илюди были составлены, и другие живые существа, которые имеют душу. И у этихлюдей, как у нас, имеются населенные города и искусно выполненные творения, иесть у них Солнце, Луна и прочие светила, как у нас, и земля у них порождаетмногое и разнообразное, из чего наиболее полезное они сносят в дома иупотребляют в пищу. Это вот сказано мной об отделении, потому что не только у насстало бы отделяться, но и в другом месте».

Ряд историков философии, к которым относились, вчастности, Дж. Бёрнет и Р. Мондольфо, ссылались на приведенный отрывок как надоказательство того, что Анаксагор (вопреки свидетельствам доксографов)допускал одновременное существование многих миров. В свою очередь наш космоспредставляет собой, возможно, лишь пылинку в некоем космосе более высокогопорядка. Каждый космос определяется Анаксагором как гомеомерия – в том смысле,что он есть лишь частичка какого-то целого, во всех отношениях подобная этомуцелому; с другой стороны, любой космос состоит из бесконечного числамикрокосмосов, из которых каждый является его подобием.

«Разум же беспределен и самодержавен и не смешан ни содной вещью, но один он существует сам по себе».

Двумя важнейшими функциями анаксагоровского Разумаявляются:

1. Разум как источник движения.Осуществляя «первичный толчок», он приводит в движение вещи, ранее пребывавшиев состоянии полного покоя.

2. Разум как организатор космоса.Вызывая космическое круговращение, он определяет дальнейшее развитие космоса внаправлении все большей упорядоченности и организованности.


Литература.

· Маковельский А. О. Досократики. Т. 1-3. Казань, 1914-1919.

· Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1974-1981.

· Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитыхфилософов. М., 1979.

· Платон. Сочинения в 3-х томах. М., 1968-1972.

· Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 3-х томах. М.,1961-1964.

· Рожанский И. Д. Анаксагор. М., «Мысль», 1983.

Из онтологии выходцев из малоазийских греков возникли зародыши многих естественнонаучных открытий, вокруг которых формировались первые науки, за что философов этого времени назвали позже физиками. Современная физика и химия развились из идей первых атомистов Левкиппа и Демокрита, из идей Гераклита (огонь как энергия) и Анаксагора, давшего толчок мысли биологов, со временем создавших генетику. Все трое тоже выходцы из Ионии, Левкипп даже из Милета, но бежал от персов в свободный город Абдеры, где успел ознакомить с основами атомизма коренного жителя Абдер Демокрита.

Левкипп создал наиболее близкую к современной науке гипотезу, что существуют лишь атомы и пустота, а все тела из непрестанно беспорядочно движущихся атомов, неделимых химически, но не геометрически. Столкновение атомов меняет их траекторию. Нет ни цели, ни причины движения атомов. Создал осознанный детерминизм, считая все события мира строго причинно-обусловленными, а случайности несущественными.

Близки к милетцам тоже выходцы Ионии – Гераклит и Анаксагор.

Гераклит (520-460 до н.э.) из царского рода Кодридов, правивших в Эфесе, добровольно отказался от трона и ушел жить в горы отшельником заявив, что править надо скотом, а люди должны сами распоряжаться своей судьбой. Но как философ он прославился больше в качестве основоположника соединения материализма и диалектики, предвосхитив марксизм. Стихийный материализм милетцев был Гераклитом переосмыслен благодаря тому, что применил к нему наивную, но диалектику. Он неустанно подчеркивал необходимость видеть единство в раздвоении, постоянное в переменах, меру в становлении, вечное в преходящем. За глубокомыслие и загадочность в изложении идей для современников еще при жизни его прозвали «темным». Он ввел первым понятие «Космос», первым боролся с правилом «не высовывайся».

Примеры высказываний: «Мир не создан никем из богов. Он вечно живой огонь мерами возгорающийся и угасающий. Все обменивается на огонь, как товар на золото. Все из огня и в огне погибнет, огонь всех рассудит». Идею огня как первоосновы Гераклит мог почерпнуть в персидском зороастризме, где нет еще гераклитовского единого огня, но есть поклонение огню из скал, огню, скрытому в телах животных и людей, огню молний и звезд, огню костров и содержащемуся в горящих растениях.

«Все существует по необходимости и в единстве, но через борьбу противоположностей, порождающую постоянное изменение». «Не мне, но Логосу внимая, разумно признать, что все едино».

«Расходящееся всегда сходится». Борющиеся противоположные силы всегда сосуществуют, совместно определяя целостность вещи или процесса. «Иногда и куча сора, рассыпанная наудачу, дает нечто прекрасное как Космос».

«Все относительно, нет ничего вечного, кроме огня, из-за которого все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя ступить дважды, все движется вперед, все течет, все изменяется».

«Космическая справедливость не позволяет, чтобы борьба в мире закончилась победой одной из сторон». «Многознанье уму не учит». «Со умом говорящие укрепиться должны на соуместном». Гераклит начал обращать внимание на игру слов и многосмысленность ее. Каламбуры и обыгрывание значений создало жанр философской поэзии и науку полисемии. «Вы возражаете словно воз рожаете». «Я не чаю выпить чаю». «Кто слушая не понимает и не спрашивает, подобен глухому, он присутствуя отсутствует».

«Не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают».

«Мудро людям жить только в согласии со своей и окружающей природой».

Анаксагор из Клазомен (500-428) ученик Анаксимена, принес философию в Афины, в 20 лет основав свою школу, был знатен и богат, выпускал на свои деньги дешевые книжки для чтения народом. Друг Перикла (Анаксагора называли «Стратегом, умом Перикла»), историка Геродота, Софокла и Эврипида. Наибольший интерес у Анаксагора вызывало превращение одних вещей в другие. Он видит основой бытия множество мельчайших частиц, но не атомов, а «семян вещей», названных Аристотелем гомеомериями, а в 19 веке генами. Причина разнообразия тел в том, что каждое состоит из своих элементов, но «все во всем», поэтому и возможно превращение одних вещей в другие. «Дети похожи на того родителя, который дал больше семени». «В сперме содержатся волосы, ногти, вены и артерии, жилы и кости». Название вещи дает преобладающее в ней из бессчетного множества первоначал.

Анаксагор высказал гипотезы: Солнце не бог, а раскаленный до огненного состояния камень, все небо полно летающих в круговращении камней. Если на Луне есть атмосфера, то могут быть и инопланетяне. Помимо нашего существует и иной мир, в котором Солнце и Луна как у нас. Сама по себе каждая вещь и велика, и мала. У большого и малого равное число частей.

Атеист, но ввел понятие «Нус» (Мировой Ум - эту гипотезу использует только когда не знает природной причины). Гомеомерии изначально пассивны, привел их в движение Ум, Нус превращает Хаос бытия в Логос Мироздания, он же делает мир познаваемым нам, цель познания – свобода. Разум есть в природе, поэтому в ней есть миропорядок, но многое образуется и само собой, без его содействия. Вместе все вещи пребывали, ум их отделил и привел в порядок, придав им скорость вращения и силу, порождаемую скоростью, в Космосе огромною. Движение в Космосе имело начало, мир тленен. Что мешает Нусу остановить все вещи подобно тому, как он привел их в движение? Солнце приводит в движение воздух Земли, заставляя его колебаться, что видно по пылинкам.

Человека сделали умнее всех других животных руки». Анаксагор открыл боковые желудочки мозга оперируемых им животных. Увлекся философией настолько, что запустил свое имение до превращения в пастбище для скота. Соавтор с Протагором Конституции Афин. Дал египтянам график разливов Нила, предсказал падение крупного метеорита. Ожидая казни, решал задачу квадратуры круга о вписанных и описанных многоугольниках. Задача оказалась решенной лишь в 16 веке нашей эры.

Философия Эллады эпохи демократии.

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.) родился в Ионии в г. Клазомены. Еще в молодости, отказавшись от наследства, он решил полностью посвятить себя науке. Позднее он переселился в Афины, где прожил около тридцати лет. В Афинах, переживавших период расцвета, Анаксагор входил в круг приближенных Перикла - фактического правителя этого города-государства. Однако, в конце жизни Анаксагор подвергся судебному преследованию и едва не был приговорен к смертной казни, в соответствии с законом, который приравнивал к государственным преступлениям непочитание богов и объяснение небесных явлений естественным образом. Только вмешательство Перикла спасло философа, но он был вынужден покинуть Афины. Он вернулся в Ионию и вскоре умер.

Анаксагору принадлежит сочинение под традиционным для того времени названием "О природе", от которого сохранилось около двадцати фрагментов.

Мировоззрение Анаксагора сформировалось под влиянием учений Парменида, Эмпедокла и милетской школы. Но в отличии от большинства тогдашних древнегреческих мыслителей, Анаксагор первоначалами мира считал не какую-то одну природную стихию, как это было у ионийских философов, и даже не смешение этих стихий, о чем говорил Эмпедокл. Первоначала - это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые только могут быть в мире. Сам Анаксагор называл эти частицы "семенами всех вещей". Впоследстии Аристотель назвал эти семена "гомеомериями".

Каждая гомеомерия представляет собой частицу какого-либо вещества - земли, воды, огня, золота, дерева и т.д. Гомеомерии бесконечны по числу и по делимости, т.е. могут делиться до бесконечности, сохраняя при этом свойства того или иного вещества. Именно гомеомерии составляют в итоге любое вещество. Более того, в каждой веще, в каждом веществе существуют и все гомеомерии. Анаксагор говорил: "Во всем содержатся все вещи". Качественное же существо той или иной вещи возникает в том случае, когда гомеомерии одного рода преобладают над гомеомериями других родов. Так, золото является золотом потому, что гомеомерии золота в данном веществе составляют большинство. Такие же гомеомерии золота содержатся и в дереве, но они - лишь небольшая часть среди других гомеомерий, в дереве же преобладают гомеомерии дерева.

Гомеомерии существовали изначально, они не обладают моментом рождения или моментом уничтожения. Анаксагор, опираясь на мнение Парменида, утверждал, что не может нечто возникнуть из ничего: "Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти - плоть?"

Первоначальное состояние мира - это смесь гомеомерий, неподвижная и бесконечная. Однако существует и сила, способная начать движение этой смеси. Таковой силой Анаксагор считал Ум (Нус). Ум - понятие чисто идеальное, и единственное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом. Именно силой Ума начинается мировое круговращение, во время которого происходит смешение и разделение гомеомерий, и, соответственно, возникновение тех или иных реальных вещей.

Постепенно, в процессе кругообращения плотное, влажное, холодное и темное сходятся в одно место и образуют землю, а разряженное, горячее, сухое и светлое устремляются вверх и возникает небо. Вокруг всего мира находится эфир, который Анаксагор не отождествляет с обычным воздухом. Эфир, продолжая вращаться, отрывает от земли камни, которые, воспламеняясь превращаются в звезды, солнце и луну. Но отдельные камни продолжают падать на землю - это метеориты.

Проблему возникновения жизни Анаксагор решал путем признания того, что в первичной смеси гомеомерий существовали и гомеомерии живых существ. Со временем они стали падать на землю, что и привело к зарождению будущих живых организмов.

Учение Анаксагора стоит несколько особняком в системе древнегреческой философии. Ни до него, ни после античные философы не акцентировали внимание на том, что все мире состоит из изначально существовавших "семян всех вещей". В то же время его учение о безгранично могущественном Уме, повлияли на последующих философов, сторонников идеалистических учений.


© Все права защищены

древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы

ок. 500 - 428 до н. э.

Краткая биография

Анаксаго́р (др.-греч. Ἀναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500 до н. э. - 428 до н. э.) - древнегреческий философ, математик и астроном. Основоположник афинской философской школы.

Жизнь и учение

Анаксагор - один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей. Родился в Клазоменах, в Малой Азии около 500 до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии.

Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие отношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид .

Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов (как утверждает Мария Солопова, - за утверждение, что солнце является раскалённой глыбой). Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла. Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке, где и умер в 428 году до н. э.. «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня» - гордо говорил он.

Вначале тела́ стояли [неподвижно], божественный ум же привёл их в порядок и произвёл возникновение вселенной… Бог был, есть и будет… Будучи умом, он привёл в порядок все бесчисленные вещи, бывшие [раньше] смешанными… Он [ум] – тончайшая и чистейшая из всех вещей, он обладает совершенным знанием обо всём и имеет величайшую силу.

В противоположность милетцам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам, и однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, гомеомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашем смысле, то есть на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом (νοῦς, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир.

По всей видимости, Анаксагор первым предположил, что Солнце - вовсе не бог, а «большой, величиною с Пелопоннес, раскалённый камень», которому слишком плотная атмосфера Земли мешает продвигаться дальше тропиков.

Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (др.-греч. νοῦς) - тончайшее и легчайшее вещество - приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются - так возникают вещи. При этом ум заключён в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (др.-греч. ἄμυκτον, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

 


Читайте:



Книга в кратком изложении

Книга в кратком изложении

Эта книга посвящена каждому, кто когда-либо боролся с искушением, зависимостью, откладывал дела в долгий ящик и уговаривал себя что-то сделать, -...

Свадебное платье: к чему снится сон

Свадебное платье: к чему снится сон

Доброго времени суток, или доброе утро, если вы только что проснулись от свадебного сна. В очередной раз затрагиваю тему подвенечного наряда в...

Варенье из кизила с косточками

Варенье из кизила с косточками

Такая полезная ягода как кизил часто используется не только в народной медицине, но и в кулинарии. Ее добавляют в компоты, джемы, мармелад, пастилу...

Порча на здоровье: признаки, последствия и как её снять

Порча на здоровье: признаки, последствия и как её снять

Сильная порча на болезнь способна уничтожить не только здоровье человека, но и разрушить всю его жизнь. После того как жертва определит сглаз, ей...

feed-image RSS